Блог и новости Маркс Академии

Преступление и наказание – вечная тема. Литература, темы, аргументы

Анастасия Разумовская и книги
Вот мы и добрались до экватора нашего увлекательного путешествия по направлениям итогового сочинения. К самой серединке. И тут нас поджидает такое, что аж дух захватывает. Непростое направление, а мы бы даже сказали направленьище!
Спасибо Федору Михайловичу за то, что уже несколько десятилетий школьники вынуждены писать сочинения на эту сложную и несомненно важную тему.

НАПРАВЛЕНИЕ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ – ВЕЧНАЯ ТЕМА»


И вот какой запрос эксперты ФИПИ адресуют нынешним выпускникам. Вот что они жаждут увидеть в ваших сочинениях:
"Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г."
Источник: https://fipi.ru/itogovoe-sochinenie

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ


А теперь предлагаем вам ознакомиться с примерными темами итогового сочинения по этому направлению:
1. Каждый ли человек может испытывать муки совести?
2. Бывают ли ситуации, в которых преступление может быть оправдано?
3. Как вы понимаете высказывание философа Сенеки: «Стыд запрещает порой то, чего не запрещают законы»?
4. Согласны ли вы с тем, что за каждое преступление человек должен понести наказание?
5. Почему важно брать на себя ответственность за каждый сделанный выбор?
6. Почему люди становятся преступниками?
7. Что сильнее: закон или совесть?
8. Почему говорят, что мы раскаиваемся не только в плохих, но и в хороших делах?
9. Почему Ф.М. Достоевский назвал совесть «действием Бога в человеке?»
10. Легко ли всегда поступать по совести?
Источник https://4ege.ru/sochinenie/62699-temy-itogovogo-sochinenija.html

ЛИТЕРАТУРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ


Конечно, в связи с юбилеем Достоевского от вас будут ожидать, что аргументация в вашем сочинении будет напрямую связана с его бессмертным романом. С тем самым, который и дал название направлению. Однако же свет клином не сошелся на Достоевском и его несчастных героях. Конечно, он умел достоверно описать ту бездну отчаяния, погружаясь в которую человек способен на любое преступление. Но не только нищета и безысходность могут подтолкнуть человека на скользкую дорожку.
Преступление и наказание – вечная тема. Литература, темы, аргументы

Не верите? Тогда обратитесь к произведению М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Вот уж где описан человек беспринципный, жестокий и циничный. Способный на любую подлость. И вовсе не тяжелые обстоятельства вынуждают его оступиться, а скука и пресыщенность.
Найди другие произведения для этого и других направлений можно в ВК в нашей группе по подготовке к русскому языку. Если же вы еще не читали их и не уверены, что успеете прочитать достаточно объемное произведение до 1 декабря, не стоит расстраиваться. Всегда можно найти короткие произведения, которые вполне подойдут для аргументации:
  • А.П.Чехов «Злоумышленник»
  • Р.Брэдбери «Вельд»
  • И.А.Бунин «Человек из Сан-Франциско»
  • М.Ю.Лермонтов «Мцыри»
  • М.А.Шолохов «Жеребёнок»

АРГУМЕНТ ПО НАПРАВЛЕНИЮ


Аргумент из еще одного, хоть и не приведенного нами, но тоже короткого, произведения.
Н. М. Карамзин «Бедная Лиза»
"Иногда мы невольно причиняем человеку боль, и одно неосторожно сказанное слово может стоить кому-то жизни. Так, герой повести Н.М. Карамзина Эраст влюбился в крестьянку и не мог контролировать свои чувства. Конечно, юноша не был готов создать семью с бедной девушкой, но он и не подозревал, насколько серьёзными могут быть последствия. Лиза совершает самоубийство, и это её личный выбор, но между тем Эраст считает себя преступником. Герой был несчастлив до конца своих дней, потому что его мучили угрызения совести, он не мог простить себя за предательство. Именно муки совести и чувство вины стали для Эраста самым тяжёлым наказанием."
Источник:  https://4ege.ru/sochinenie/62700-argumenty-dlja-itogovogo-sochinenija.html
Итак, большая часть пути по дебрям итогового сочинения уже пройдена и осталось совсем немного. Чтобы не пропустить статьи о двух оставшихся направлениях и другие интересные публикации – подпишитесь на наш канал в Яндекс Дзен