Конспект по теме «Политика контрреформ Александра III»

Анна Маркс
Министр Делянов, Александр III, Победоносцев - личности, сыгравшие важную роль во времени политики контрреформ. Если ты их не знаешь, то скорее переходи к прочтению нашего конспекта!

И не забудь подписаться на еженедельные бесплатные вебинары, чтобы не упустить ничего важного :)
Даты

1881–1894 гг. – Правление Александра III.
1881 г. – Издание «Положения об усиленной и чрезвычайной охране».
1881 г. – Переход крестьян на обязательный выкуп.
1882 г. – Отмена временнообязанного положения крестьян. Перевод крестьян на обязательный выкуп.
1887 г. – Принятие циркуляра «о кухаркиных детях».

Термины:

Контрреформы — принятое в советской и постсоветской историографии обозначение мероприятий правительства Александра III, направленных на стабилизацию (консервацию) социально-политической жизни в Российской империи после либеральных реформ предыдущего царствования.

Государственный дворянский земельный банк — банк ипотечного кредита дворян-
ского населения, работавший в 1885—1917 годах в Российской империи.

Роли личности

1. Министр Делянов — Он разработал циркуляр «о кухаркиных детях», тем самым ограничил возможность образования среди низших слоев населения.

2. Александр III в 1881 году издал «Положение об усиленной и чрезвычайной охране». Он наделил местные власти возможностью объявлять в подчиненной территории чрезвычайное положение – это позволяло высылать нежелательных лиц, закрывать учебные заведения, закрывать редакции газет и журналов, вмешиваться в работу земств, гражданские дела передавать на рассмотрение в военный суд.

3. Победоносцев — Вскоре после гибели императора Александра II выступил как лидер консервативной партии в правительстве нового царя; как ближайший советник Александра III стал автором Высочайшего манифеста от 29 апреля 1881 года, провозглашавшего незыблемость самодержавия.

ВОЗМОЖНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ:
1. Проведение политики «контрреформ».

111 112 106 107 108

«Петербург... Страшное несчастье постигло Россию; сегодня, в половине четвёртого пополудни, скончался император, пав жертвой гнусного убийства. Его Величество возвращался домой после военного парада... как вдруг брошенной бомбой была взорвана его карета. Император, оставшийся невредимым, хотел сойти, чтобы узнать, в чём дело. В эту минуту вторым взрывом ему раздробило ноги. Императора в санях довезли до дворца, где он скончался час спустя. Я видел его на смертном одре, окру-
жённым потрясённой семьёй. Толпы народа окружают дворец, выражая глубокую скорбь, но сохраняют при этом полное спокойствие. Из сопровождавших государя один казак убит, пятеро ранено. Говорят и о других жертвах. Про ¬ изведено четыре ареста на месте происшествия в момент взрыва».
«Город был в страшной тревоге. Население терроризировано не только убийством царя, но и слухами о силе и дерзости нигилистов.

На улицах я встретил испуганные и взволнованные лица. Казалось, люди обращались друг к другу только для того, чтобы сообщить тревожные новости, которые рождались и росли с каждым часом: сенсационные аресты, захват оружия и взрывчатых веществ, обнаружение тайных типографий, революционные прокламации, расклеенные на городских памятниках...»
«Уже несколько раз в течение своего царствования император останавливался на мысли о возможности и целесообразности введения в механизм государственного управления системы представительства...

...Теперь поднимался вопрос о том, чтобы изменить самые принципы царизма и реорганизовать систему государственного управления. Множество возможностей представлялось Лорис-Меликову для выполнения этой задачи...»

1. Используя текст телеграмм и знания по истории, назовите точную дату события, о которой идёт речь. Укажите имя императора, на которого устроили покушение.

2. Объясните, почему описываемые в телеграмме события некоторые историки рассматривают как национальную трагедию. Для ответа на вопрос используйте текст источников и знания по истории. Укажите не менее трёх положений.

3. О каком настроении общества в связи с упомянутыми событиями свидетельствовали современники? Че был вызван такое настроение? Укажите не менее трёх положений.

Из речи К. П. Победоносцева в Совете министров 8 марта 1881 г.

«...B России хотят ввести конституцию, и если не сразу, то, по крайней мере, сделать к ней первый шаг... А что такое конституция? Ответ на этот вопрос даёт нам Западная Европа. Конституции, там существующие, суть орудие всякой неправды, орудие всяких интриг... Россия была сильна благодаря самодержавию, благодаря [неограниченному взаимному доверию и тесной связи между народом и его царём... Так назы-
ваемые представители земства только разобщают царя с народом... В такое ужасное время... надобно думать не об учреждении новой говорильни, в которой произносились бы новые растлевающие речи, а о деле. Нужно действовать!»

1. Каково отношение К. П. Победоносцева к конституционному строю? Назовите не менее двух положений.
2. В чём, на взгляд автора, состоит значение самодержавия для России? Укажите не мене двух положений.
3. Что подразумевал под «ужасным временем» К. П. Победоносцев? Приведите не менее двух положений.

Из сочинения историка

«В тяжёлую и скорбную годину император... вступил на прародительский трон. Всё государство с трепетом ожидало, как государь определит общее направление своего царствования. И в ответ на это 29 апреля с высоты трона раздалось твёрдое слово... В Высочайшем Манифесте говорилось о роли самодержавной власти, которую "необходимо утверждать и охранять для блага народного и всяких на неё поползновений".

Сведущих лиц из числа земцев пригласили на совещание о понижении выкупных платежей. Последствием работ этого совещания было чрезвычайно важное для крестьян высочайшее повеление о повсеместном понижении выкупных платежей.

Государь горячо любил всё своё родное: русскую речь, песню, одежду. Твёрдое управление императора повысило благосостояние русского народа. Уничтожена была подушная подать, дававшая государству ежегодно 60 миллионов. Хотя Россия и не вела за это царствование войн, однако положение её среди европейских государств было высокое, и с нею все считались.
Государь ясно понимал значение железнодорожных путей для укрепления связи коренной России с дальними окраинами. По его повелению была построена Закаспийская железная дорога. Другой чрезвычайно важный железнодорожный путь, задуманный императором и начатый при нём, — великая Сибирская железная дорога — соединил Европейскую Россию с Дальним Востоком».

1. Назовите имя императора, о деятельности которого идёт речь. Укажите хронологические рамки его царствования.

2. Укажите не менее трёх мер, которые были проведены в этот период для решения крестьянского вопроса.

3. Как автор относится к внутренней и внешней политике императора? Приведите не менее трёх объяснений автором такого отношения.

Из официального указа

«В Бозе почивший Родитель Наш Александр II, освобождая бывших помещичьих крестьян от крепостной зависимости и установляя обязательные, в смысле переходной меры, поземельные отношения их к помещикам, имел в виду, что отношения сии должны со временем прекратиться посредством выкупа крестьянами своих наделов в собственность.

...По наибольшей части помещичьих имений крестьяне уже перешли в разряд крестьян-собственников, а временнообязанных крестьян числится ныне сравнительно немного. Дворянство некоторых губерний в последнее время само ходатайствовало о переводе всех временнообязанных крестьян на выкуп в виде общей правительственной меры.

Считая, по завету и примеру незабвенного родителя нашего, священным долгом своим заботиться о благосостоянии наших верноподданных... повелеваем: ...остающихся ещё в обязательных отношениях к помещикам бывших помещичьих крестьян... перевести на выкуп и причислить к разряду крестьян-собственников с 1 января 1883 года».

1. Укажите год, когда был издан приведённый законодательный акт. Назовите императора, который правил страной в данный период.

2. Укажите название операции, после осуществления которой крестьяне переставали отбывать повинности, определённые временнообязанным положением.

Объясните роль правительства в осуществлении данной операции.

3. Какие еще меры были предприняты указанным вами императором в крестьянском вопросе? Назовите не менее трех.

Дополнительные материалы

ИСТОРИЯ.РФ. Игорь Орлов о внутренней политике Александра III.
Смотреть на Youtube

Россия 24. Документальный фильм о Александре III.
Смотреть на Youtube

Arzamas. Материал о эпохе Александра.
Смотреть на arzamas.academy

Вопросы на повторение:

1. Вспомни годы правления Александра III. Какие события случились перед коронацией императора? Как это повлияло на его правление?
2. Как Александр III связан с Лорис-Меликовым? Какой проект был отклонен?
3. Какие меры предпринял император в первый год правления? Как изменился надзор за революционерами? Увенчались ли успехами данные мероприятия?
4. Какую роль в контрреформах играл К. П. Победоносцев? Автором какого документа он выступал?
5. Каким образом изменилась Судебная система?
6. Что такое «циркуляр о кухаркиных детях»? Контрреформацией в какой сфере был данный акт? В чем заключалась его суть? Какие еще преобразования проводились при Александре III в данной сфере? Кто был министром просвещения в данный период?
7. Как изменились права Земств в результате контрреформ? Какое сословие получало преимущества?
8. Какие меры предпринимал Александр III по крестьянскому вопросу? Какое положение крестьян закрепилось в результате его преобразований? Как политика Александра III по крестьянскому вопросу отличилась от той же при его предшественнике? Улучшилось ли положение крестьян?
9. Оцени правление Александра III: выдели плюсы и минусы.
10. Какое влияние на развитие России оказали контрреформы?

Понравился материал? Оцени!)
Век репетиторов
в прошлом
Мы официально хороним этот скучный формат, как айфон однажды глубоко закопал кнопочное безобразие, которое валялось в кармане у ваших предков.

Вебинары с проверкой домашек под контролем кураторов — это «Чудо чудное!», как говорит наша ученица Лиза.

Есть запись урока, удобная платформа и куча знакомств с ребятами со всей России. Да ещё и дешевле — в среднем в 3 раза. Дерзай!
Забудь про репетитора
Мы работаем с заданиями из ФИПИ. Часто ученикам на экзаменах попадается до 80% заданий, которые они уже решали.

Были случаи, когда абсолютно все задания с реального экзамена ученик уже решал дома или на вебинаре. Есть большой шанс, что повезёт и тебе!
Двигайся без повода
Тебе точно повезёт!
Мы не тешимся тем, что абсолютно все хотят сдать ЕГЭ на сотку или выиграть олимпиаду.

Если нужно просто «пройти» на платку — подберем соответствующую группу и организуем щадящий формат подготовки.
Безумно можно быть первым
Ноу стресс!
>>> Ну, ничего страшного! <<<

Если формат не подойдёт — вернём 100% суммы за подготовку. Главное намекни нам об этом в течение первых трёх дней занятий.

Некоторым кажется, что с репетитором эффективнее. Но мы в это не верим. А результаты наших учеников укрепляют нашу идею с каждым годом.
Если тебе будет грустно…
Эти отзывы ребята записали от души
Все они уже учатся в выбранном вузе