Пошаговый план подготовки к ЕГЭ
по обществознанию

Привет! Этот документ — пошаговый план подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Он отличается от всех других, которые мы выпускали прежде. Наверное, ты видел уже очень много руководств по созданию таблицы с непройденными темами, системами повторения и каких-то лайфхаков.

Я поняла, что все эти планы закрывают только одну поверхностную цель — видимое создание структуры подготовки. Но на этом все заканчивается. По итогу ты сохраняешь еще один очень важный (!) план подготовки и надеешься, что совсем скоро начнешь готовиться, а этот документ поможет тебе.

Сейчас я хочу дать нечто большее. В твоих руках руководство о том, почему возникают проблемы в подготовке к ЕГЭ, как их решить, и почему все прошлые разы такие документы тебе не помогали. Здесь я не буду давать готовые таблички с темами, которые нужны на ЕГЭ, и с датами их прохождения, не буду писать алгоритмы решения второй части...

Анна Маркс
Я дам пошаговый план по подготовке к ЕГЭ, состоящий из концептуальных вещей: что делать, как начать. Как приучить себя к алгоритмам ЕГЭ и справиться с прострацией. Какие подводные камни будут тебя ждать в подготовке: например, психологическое давление.

Я постаралась решить в этом файле более глубокие проблемы всех учеников, с которыми сталкивается каждый, независимо от уровня подготовки и конечной цели. Поэтому это руководство подойдет тебе, если:

- ты стабильно пишешь на 80+ баллов и уверен в своих силах, но при этом знаешь, что остаются некоторые пробелы
- пишешь на 60-70 баллов и не можешь пробить потолок и увеличить баллы
- только начал готовиться и боишься дальнейших действий

Ты получишь четкую траекторию своего пути и узнаешь себя в этом документе.
Готов? Тогда пойдем со мной.

Кто я и почему пишу этот текст?

Меня зовут Анна Маркс, и я занимаюсь онлайн-образованием уже шестой год. Точно так же, как и ты сейчас, я сдавала ЕГЭ в июне 2015 года. Тогда я набрала в сумме 293 балла, из них 94 – по обществознанию. Уже тогда я поняла по своему опыту, что готовиться к ЕГЭ сложно и неинтересно, есть огромное количество непонятных моментов, а язык моих репетиторов-экспертов ЕГЭ был мне непо- нятен.

Не буду описывать свои успехи на учебе и в личностном плане: они не докажут мое право советовать тебе, что и как делать. Поэто- му перейдем сразу к тому, почему я могу сказать, что я эксперт подготовки к ЕГЭ и действительно могу помочь тебе:
основатель Маркс Академии
Аня Маркс
2015 год – я случайно начинаю преподавать в Вебинариуме. Онлайн-образование только набирает обороты. Тогда мы начинали этот проект просто как бесплатную подготовку: делали первые вебинары и спецкурсы, основываясь на собственных знаниях и опыте.
Первый мой предмет - английский. Когда стал нужен преподаватель по обществознанию, я решила попробовать. Какое-то время веду 2 предмета одновременно. И общаюсь с учениками, и занимаюсь маркетингом самостоятельно. Совмещать все сложно, и я в конце концов выбираю обществознание.
Мой первый выпуск в 2016 – 18 учеников. Мастер-групп тогда еще нет, все выпускники просто приходили на бесплатные вебинары и занимались на спецкурсах со мной. Мы вместе общались в чате, все начиналось как очень маленькая семья.

Новый учебный год – новые спецкурсы. В 2017 я придумываю методику скриптов и интеллект-карт, которой сейчас пользуется большинство онлайн-школ. Появляются первые помощники.

Январь 2017. Начинаю набор в первую мастер-группу. Дополнительные вебинары, домашнее задание 5 дней в неделю, индивидуальная
проверка вторых частей – делаю подготовку более интенсивной.
Июнь 2017 – первые 5 стобалльников. Средний балл выпускников – 83,06.
В 2018 количество выпускников превышает 3000 человек. Средний балл уже 88,46.
15 людей, занимавшихся в мастер-группе, получают 100 баллов по обществознанию.

Понимаю, что могу помочь ученикам не только с обществознанием. Запускаю 2 новых проекта: Школу языков и Школу продуктивности.
2019 год становится переломным: ухожу из Вебинариума и запускаю собственную онлайн-школу – Маркс Академию.
В 2019 году количество стобалльников выросло до 52,
а выпускников – до 10 тысяч. Но мы не думали останавливаться! Все лето наша команда работала над улучшением программы.

2020 год, несмотря на отставку правительства, пандемию, переносы ЕГЭ и всеобщее сумасшествие, нас очень порадовал. За этот год мы выпустили 54 стобалльника. 54, КАРЛ!!! Это значит, что каждый 8 стобалльник России – наш выпускник.
01
02
01
03
04
05
06
07
08
09
10

Кто я и почему пишу этот текст?

В 2015 я была на твоем месте. Училась в 11 классе, жила в небольшом городе и мечтала поступить в топовый университет. Так же готовилась к ЕГЭ, так же думала – а вдруг, не получится?

Но у меня получилось. И получилось еще у нескольких тысяч выпускников, прошедших свой путь вместе со мной.

Я понимаю, что сейчас тебе сложно. Сложно, как никогда. И хочу облегчить твою подготовку.

Прочитай то, что я опишу, и задумайся – это о тебе? Если да, то я точно знаю, как тебе помочь.
Что ж, начнем?

Анна Маркс

Проблемы большинства 11-классников

За 5 лет преподавания я выпустила больше 16 000 учеников, 106 из которых – стобалльники. Постоянно анализируя результаты ребят, статистику сдающих по России, расспрашивая своих учеников, что конкретно им помогло и как они готовились к экзамену, я выявила проблемы, с которыми сталкивается каждый.

И именно эти проблемы не дают большинству учеников сдать экзамены на высокие баллы. Возникают проблемы не только со знанием материала, но и с пониманием технологии экзамена и подготовки к нему.
Я проанализировала разные системы подготовки: самоподготовку, подготовку в школе, на курсах от университетов, с репетиторами, на онлайн-платформах. Нашла разные лайфхаки и разные способы готовиться: от уходящих в прошлое до новых, наконец-то окрепших на рынке.

И в каждом из видов подготовки я столкнулась с проблемами учеников, которые часто остаются нерешенными. Несмотря на разные платформы, разных преподавателей и программы подготовки, им мешало одно и то же.
Мне хотелось придумать что-то кардинально новое, продукт, который объединил бы в себе лучшие черты всех перечисленных способов, но при этом минимизи- ровал бы риски. И что главное – был бы удобным и понятным.

Даже если ты не еще не начинал готовиться, даже если ты готовишься уже несколько месяцев, ты точно узнаешь свои проблемы в следующих пунктах. А я постараюсь помочь их решить.

Посмотрим, с какими сложностями в подготовке к ЕГЭ по обществознанию ты сталкиваешься, и как моя система Мастергруппы поможет их преодолеть.

В голове нет целостной структуры обществознания и тем

Самая распространенная проблема. С чего ты начал готовиться к обществознанию? Скорее всего взял школьные учебники, вместе с ними сборники тестов и начал читать с самого начала учебник, попутно решая тесты. В итоге сейчас ты не видишь взаимосвязи между темами, их порядок непонятен: почему именно так? Почему я сначала прошел семью, а потом социальный лифт? Может, нужно было наоборот? Может, я не понял темы потому, что
прошел их в неправильном порядке?


В каждом учебнике свой порядок тем: на кого ориентироваться – непонятно. В кодификаторе (если ты его открыл) порядок вообще другой, незнакомые названия. Ты не знаешь, какие из этих тем чаще встречаются на ЕГЭ, на чём нужно сконцентрироваться, а что - пропустить. Почему цитата про семью может встретиться в блоке Право? А что, можно использовать аргументы про нее?
01
В итоге ты теряешься в потоке информации.И даже не понимаешь, какие темы могут быть взаимосвязаны ичто за структура в ЕГЭ по обществознанию. Сколько раз ты уже словил себя на мысли «Стоп, как эта тема оказалась здесь?» — столько раз ты доказал, что не знаешь структуру предмета.

Учишь, учишь, и через 2 недели уже ничего не помнишь. В голове каша из права, философии, экономики...

Мозг изначально не понимает, где выделить место под информацию. А ещё к этому примешивается постоянное решение тестов: из раза в раз появляются новые мелкие детали.Они непоследовательны: сначала был вопрос про глобальные проблемы, а сразу после — про права и обязанности гражданина. Мозг приучается запоминать по крупицам, перескакивать с темы на тему. Итог – хаос в голове.

Ещё и нет понимания, как правильно учить и повторять информацию. Но это уже следующие проблемы.
02
Из прошлой проблемы вытекает эта. Чем меньше ты понимаешь структуру предмета, тем сложнее тебе раскладывать информацию «по полочкам» в голове. Она просто путается и кочует из темы в тему.Ты обрывочно помнишь что-то из философии, но мысль сразу перескакивает на тему из права.

Все сложнее и сложнее запоминать новую информацию с новой темой

Все проблемы взаимосвязаны. Уже видишь, да? Как только узнал себя в одной из них — все, приготовься к вороху других. В голове хаос обрывков разной информации. Какую-то ты видел в учебнике, о другой услышал от репетитора, третью нашел в ответах к тесту.

Информация не упорядочена, а в голове все меньше места. Из-за того, что ты не можешь уложить все в структуру, кажется, что выучить что-то уже невозможно. Или возможно — но с определенными жертвами: например, выкинуть информацию по первой теме.

Ты читаешь 5 учебников, ведь так ты точно получишь весь материал, нужный для ЕГЭ. И вот уже на второй неделе изучения кажется «все, больше не могу». Избыточный объем, неправильная структура, порядок прохождения, неправильная система повторения тем и применение их на практике приводит к тому, что новую информацию ты уже не запоминаешь.
03
Чтобы темы действительно получилось выучить, нужно, чтобы они изначально были поданы в упорядоченном виде, как в интеллект-карте. Со всеми объяснениями, но при этом без воды. А теперь вспомни, как пишется учебник. Абзацытекста со вступлениями и выводами, изредка чередующимися со схемами, взятыми из ниоткуда.

Видишь кодификатор и впадаешь в панику

Ладно, допустим, с этим разобрались. И вроде как даже начали что-то учить. Но каждый раз открываешь кодификатор, чтобы свериться, и с ужасом понимаешь:
■ Половину тем еще не прошел
■ Многое выучил не до конца
■ Что прошел — уже не помнишь (снова вторая проблема)
■ А еще нужно знать все статьи из кодексов

Кодификатор призван помочь сформировать план подготовки, но на делезапутывает, не дает точной информации– что конкретно учить в каждой теме? И вызывает панику, потому что любые пройденные темы снова остаются в чертогах разума, недоступных уже через неделю после изучения.
04
Кодификатор написан для сдающих ЕГЭ, но выглядит так, будто нет. Странная таблица с кучей тем, которые идут не по порядку и называются совсем не так, как в учебнике. А еще выделены какие-то подтемы, которых в учебнике нет. А некоторые темы из учебника в кодификатор не включены совсем.
А что значит «Законодательство РФ о выборах»? Мне что, выучить номера федеральных законов?

Стабильно ошибки в 1 части,
крайне резко на максимум

Когда ты долго решаешь тестовую часть, ты учишься угадывать логику составителей и правильные ответы. На волне эйфории ты думаешь, что еще немного, и у тебя получится. Но в какой-то момент прогресс исчезает, и ты начинаешь замечать одни и те же ошибки.

Каждый раз это задания, где немного поменяли формулировку вопроса или ответа, и ты по своей невнимательности допускаешь ошибки. Строя свою систему решения тестов только на основе угадывания логики, ты попадаешь в ловушку невнимательности и незнания.Иногда в ЕГЭ нет логики, а правильный ответ нужно просто ЗНАТЬ из теории.
05

Учитель не объясняет,
как правильно решить задание или понять тему

Нет никаких четких алгоритмов и действий. Не говоря уже о лайфхаках.
Приходится пытаться понять самому, в чем же была твоя ошибка и как ее исправить.
Или забить и продолжать ее делать, не надеясь на баллы.

Ты скорее всего уже говоришь: «У меня никогда не получается это задание. Я просто его не буду делать на экзамене – лучше потеряю баллы за него, какая разница». И так же пропускаешь тему, которую не понимаешь.
06
Учителя редко могут объяснить критерии ЕГЭ. Они приучены говорить научным и формальным языком и просто повторяют написанное в демоверсии. А когда делаешь ошибку — показывают правильный ответ и говорят, что нужно писать так.

Сложно красиво формулировать мысли во 2 части
– детские примеры
и неверные аргументы

Все очень просто. Решать 2 часть тебя никогда не учили. Эти навыки не охватываются школьной программой. Репетитор видит твои несчастные потуги, неправильные ответы и говорит, как все плохо. Пытается научить — но за неделю невозможно научиться тому, чему тебя не учили 11 лет.

Да и критериев нормальных нигде нет. Поди туда, принеси мне то — какие-то примеры и аргументы. Из чего состоит пример и аргумент — непонятно. Аргументы просят по каким-то сложным философским вопросам. Докажите, что ограничения государства влияют на сокращение инноваций. Да откуда мы знаем? Как доказать? Я знаю, что это так, и отстаньте.

Аргументы в эссе и примеры в 26 задании — а откуда их взять? В результате получается что-то вроде «Маша с мамой сходили в зоопарк, это функция социализации». И 0 за аргументацию. Ведь детские примеры никому не нужны.

Красиво формулировать мысли и логично строить предложения тоже сложно. Эссе получается не связным произведением, а кусками-обрывками. Требования учителей и репетиторов постоянно повышают планку, которую ты не можешь достичь.
07

Боишься, что в 25 попадется дурацкое определение
или не вспомнишь идеальное – а где вообще найти правильные определения?

Ты не понимаешь, как выучить все эти определения: информации куча, в каждой теме нужно знать минимум 4 понятия и что они значат. Никаких официальных списков терминов и их определений нет. В учебниках устаревшая информация: часто дают просто основу или основу с одним признаком. На ЕГЭ это уже не принимают.

Вопрос, где найти идеальные определения, остается нерешенным: в официально рекомендованных учебниках они устарели, в сборниках КИМов очень ограниченное число терминов, а ЕГЭ меняют каждый год. И часто дают не основное определение:не «познание», а «научное познание».

Ты этого не учил. Что написать, чтобы засчитали, и как вообще вспомнить правильное определение, не знаешь.

08
25 задание — нужно написать идеальное определение: с основой и двумя отличительными признаками. Так говорят эксперты. Что значит «два отличительных признака»? А это точно подходит?

План без конспекта вообще не получается

В плане нужно отразить очень много моментов: признаки, функции, взаимосвязи, примеры. У тебя в голове нет структуры, а изученный материал вылетает оттуда через неделю после изучения.Ты не можешь написать план — и сразу теряешь 8 вторичных баллов.

Если пишешь план по своему конспекту — не запоминаешь информацию и просто механически переносишь ее на другой лист. А иначе не получается совсем.

В какой-то момент тебе попадается «перевернутая» тема плана, и ты теряешься. Нужно полностью отзеркалить конспект и перевернуть его, но тогда потеряется структура. И обязательные пункты совсем неочевидны.

Или двойная тема. Взаимосвязь науки и образования. С чего начать, как отразить взаимосвязь, какая у них вообще взаимосвязь? Об этом в учебнике не пишут. А если и писали, ты уже забыл, ведь скорее всего эта информация проскочила где-то среди огромного количества воды. В панике ты начинаешь делать много ошибочных действий.

09

Практика не дает результатов

Учителя и репетиторы — тот луч надежды, на который мы возлагаем ответственность. Конечно же, они сразу начинают с практики.
И закидывают пробниками, особенно в школе, не объяснив теорию. Ты раз за разом решаешь КИМы, смотришь ошибки и пытаешься их запомнить. Но каждый раз получаешь один и тот же результат — скорее всего, это +- 70 баллов.

Репетитор дает все новые и новые КИМы, говорит – в этот раз пиши правильно, и ты вроде делаешь все так, как нужно. Но снова не можешь пробить свой результат.

10

Как подготовиться к ЕГЭ с 0 на 90+ за 2 месяца

Одни заставляют себя готовиться, тратят много сил, а другим, наоборот, подготовка даёт энергию. Мозгу должна быть понятна реальная ценность цели, которую ставишь. Поступить на бюджет? Переехать в большой город? Закончить школу и жить спокойно? Переплюнуть одноклассников? И что дальше? Нужно найти что- то бОльше, глубокую мотивацию.

Для меня это бесплатная «путёвка» в новую среду роста. Бюджетное место в топовом ВУЗе России ежегодно помогает ребятам из регионов выходить на новый уровень, получить много возможностей: расширить зону комфорта, сформировать сильное окружение, получить доступ к образованию более высокого уровня, проходить обучение/стажировки у лучших компаний... инфраструктура способствует постоянному развитию.

5 лет назад я захотела поменять свою жизнь, перейти на новый уровень – и у меня получилось. Благодаря бюджетному месту я попала в среду роста БЕСПЛАТНО.

Помни – все то, над чем ты сейчас усердно работаешь, не делается просто так. Это инвестиции в твоё будущее. Многообещающее и перспективное.

1. Поставить цель: конкретную и вдохновляющую
Для начала нужно понять, какой у тебя уровень знаний на данный момент. Чтобы получить максимально точный результат, реши 3 полноценных варианта (1, 2 часть + эссе) Проверить тесты ты сможешь и сам, а вот развёрнутую часть работы попроси проверить учителя - наверняка она будет не против посодействовать стремлениям своего ученика. Как только получишь полный результат по каждому пробнику, высчитай средний + проанализируй, в каких заданиях и темах к тебя пробелы. Вуаля, вот она - наша отправная точка!
2. Провести диагностику
В нашем случае официальная документация – не просто формальности. Формат ЕГЭ ограничен в узкие рамки, и нам с вами их нужно изучить. Сделать это стоит в таком порядке:

■ найди демоверсию – официальный образец экзаменационного варианта. Ее ценность не только в самих заданиях (их содержимом, очередности, градации сложности и тд), но и в критериях оценивания этих заданий, которые прописаны в конце.
Внимательно изучи их, где нужно – подчеркни, чтобы в случае необходимости вернуться к ним снова

■ следующий шаг – спецификатор. В нём говорится о навыках, которые нужны на ЕГЭ. Но особенно важно в нем 2ое приложение – это список законов, которые нужно знать в рамках ЕГЭ. Распечатай егои сохрани.

■ далее следует кодификатор. В нем прописаны темы, которые только могут попасть тебе на ЕГЭ. Но знай: некоторых тем из ЕГЭ НЕТ В КОДИФИКАТОРЕ или они неточно сформулированы. Например, в кодификаторе по обществознанию есть тема «Глобальные угрозы 21 века», но нет темы «Глобализация и её проявления», которая встречается в ЕГЭ. Важно найти эту информацию, о ней не написано открыто в интернете. С этим тебе могут помочь толькознающие преподаватели или же самостоятельный разбор теории из официальных пособий.В любом случае, можешь распечатать этот список, и на его основе распределить свою дальнейшую подготовку

■ методические рекомендации для учителей, подготовленные на основеанализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2019 года;
методические материалы для предметных комиссий субъектов попроверке выполнения заданий с развернутым ответом ЕГЭ 2019

Казалось бы, пособия ведь для учителей, комиссий - зачем ученику в принципе их открывать. Но там содержится огромное количество интересного и полезного материала, основанного на опыте прошлых лет – есть списки тем, на которые школьники допускали больше всего ошибок (с большой вероятностью именно эти темы попадутся тебе в КИМе, так что их надо будет отдельно проработать!), приведены даже примеры реальных работ и подробное объяснение их оценивания. Ну не сказка ли!
3. Изучить документы ФИПИ
Чем позже начинаешь подготовку, тем загруженнее будет твой график. Постарайся оценить, на какие темы уйдёт больше времени, а какие темы лучше бы совместить и пройти быстро. А еще советую оставить примерно 1,5 - 2 месяца на повторение всего и нарешивание полноценных КИМов, так ты точно сумеешь закрепить весь пройденный материал и отложить его надолго в голове.
4. Расставить все темы по датам для изучения
Тут главное выбрать правильную градацию: начни с основ, а дальше расставь блоки так, чтобы все темы постепенно взаимодополнялись. Вот идеальный расклад:

■ Человек и общество (философия)
■ Социология
■ Экономика
■ Политика
■ Право

Пособие подразделяются на 2 уровня: это базовый и повышенный. Если ты только приступил к изучению теории, то, конечно, сначала нужноизучить базовый материал, а дальше уже для каких-то тонкостей перейти к повышенному

5. Изучай блоки в таком порядке:
4. Сайты
2. Справочники и пособия
1. Учебники
Ресурсы для самоподготовки
Базовый уровень


■ Обществознание, Боголюбов
10 и 11 классы (базовый уровень)

+ можно апеллировать + адекватная теория
- много воды и текста - некоторых тем нет
- плохо запоминается - что-то устарело

Повышенный уровень


■ Обществознание, Боголюбов 10 и 11 классы
(профильный уровень)
■ Право, Боголюбов. 10 и 11 классы
■ Экономика, Липсиц
■ Политология, Мельвиль
■ Триактив-курс Котовой и Лисковой
■ «Я сдам ЕГЭ!» Котовой и Лисковой
+ структурированно
+ легко носить с собой
- есть ошибки
- нельзя апеллировать - тоже много воды
- что-то устарело

■ Котова, Лискова
■ Лазебникова, Рутковская
■ Баранов
■ Пазин. Задания высокого уровня сложности на ЕГЭ

+ типичные задания + встречаются на ЕГЭ
- не по блокам
- ошибки в ключах
- не у кого спросить
почему так

■ Фипи (демоверсия, кодификатор, спецификатор,
■ КИМЫ ГВЭ, открытый банк заданий ЕГЭ)
Консультант + (Кодексы, Конституция)
■ РешуЕГЭ
■ Статград
■ Незнайка

+ типичные задания + встречаются на ЕГЭ + по блокам
+ удобный формат
- ошибки в ключах
- не у кого спросить почему так

3. Сборники тестов
■ ЕГЭ 100 Обществознание
Обществознание с Анной Маркс

5. Группы ВК
Итак, когда тематический план составлен, самое время для практики. Схема такая:
- в первый день изучи внимательно теорию по своей теме
- на следующий - реши тест по ней
- ну а дальше, очень важно, сделай по ней 2 часть

Находить тестовые задания по определенной теме можно в новой версии банка за даний ФИПИ, но лучше еще порешать сборник Котовой – там очень ценные задания и они максимально приближены к реальному формату экзамена. К тому же, по опыту уже сдавших учеников некоторые формулировки оттуда в точности попадались на реальном экзамене.

Но, к сожалению, в сборнике задания не разделены по темам, а просто хаотично распределены по вариантам. Но это не повод отчаиваться! Структура КИМа такова, что задания по каждому блоку в нем находятся под определенными номерами – так что не должно составить большого труда найти задания по своей теме и прорешать их.

Что касается 2 части, тут уже немного сложней. Она есть в банке ФИПИ, но без ключей :( Так как нормальных (!) тематических сборников нет, а в сборнике Котовой 2 части напечатаны в случайном порядке и будет слишком муторно их отдельно искать, то придется поднапрячься.

Поэтому в таком случае вполне разумно будет обратиться к сайту РешуЕГЭ – там можно отфильтровать задания по темам и найти нужную. Единственная проблема – частенько бывают неточности в формулировках и объяснениях, но если проработать теорию хорошо, то эти неточности можно выявить, и они не станут представлять собой большой проблемы.
6. Проходи темы из списка по одной, отрабатывай их напрактике
Помни, что самоанализ - ключ к успеху. Задавать вопросы наставнику / учителю, а потом вникать в объяснение, конечно, полезно, но это не отложится надолго у тебя в голове.

Без попыток самостоятельно разобрать свои ошибкирезультат не будет столь эффективным. В процессе того, как ты собственными силами будешь пытаться копатьсяв вопросе, в голове уже выработается определенный алгоритм работы.

Впоследствии, когда ты столкнешься на реальном экзамене с проблемным заданием,как раз за счет уже выработанного алгоритма будет намного проще воспроизвести его и успешно справиться с заданием ;)

7. ОБЯЗАТЕЛЬНО разбирай ошибки
Ну и про системное повторение пройденных тем, конечно, не забываем.Это поможет набить руку и регулярно повторять материал. К тому же, за счет того, что темы заданий будут распределены между собой хаотично,у тебя будет вырабатывать еще один важный навык - умение ориентироваться в теории. Такие пробники нужны до момента, пока ты не прошел все теорию.
8. В конце месяца
собирай и решай 1 и 2 часть по всем пройденным темам
В тоже время нельзя обходить стороной самое последнее задание - написание эссе. Если грамотно выстроить процесс его практики и изучить то,по какой схемеего нужно писать, то проблем не возникнет. А весит оно немало - целых 6 первичных баллов, которые для кого-то вполне могут оказаться судьбоносными.

К сожалению, многие одиннадцатиклассники даже не приступают к нему, считая уровень непостижимым. Например, многие считают, что у них что у них недостаточно развит кругозор и написать аргументы им будет просто не по силам. Но в этом есть выход - в критериях от ФИПИ прописана возможность написания одного (из двух) аргумента моделированным. То есть вы расписываете ситуацию, которая подходит под вашу проблему, но которой в реальности не существует,и можете получить за него один полноценный балл.

Так что на самом деле страхи по поводу эссе совсем не оправданы- существует определенный алгоритм его написания, и нужно лишь наработать достаточную практическую базу.

9. Каждые 2 недели пиши эссе и ищи грамотного специалиста для проверки (онлайн, репетитор, учитель)
Распределение нагрузки - тоже важная составляющая любой подготовки,ведь перегруженность к хорошим последствиям точно не приведет. Среди одиннадцатиклассников бытует мнение, что чем больше теории в день вы разберете, тем больше у вас отложится в голове. На деле это не так, вы лишь усугубите ситуацию тем, что будет твориться полный хаос и выбраться из завала будет все сложнее.

Так что берем ручку в руки и расписываем, что и когда будем делать (в разумных объемах!)

10. ОБЯЗАТЕЛЬНО придерживайся расписания
Опыт ЕГЭ прошлых лет будет очень полезен для тебя – найдя реальные задания, ты сможешь понять, какой примерно уровень заданий тебя ожидает и выяснить, как с этим справлялись ребята в прошлые годы

Сейчас многие выпускники выкладывают свои отсканированные бланки в обсужденияегэшныхгрупп ВК(ЕГЭ100 баллов, например), так что в открытом доступе ты можешь найти там задания и попробовать порешать их самому. Кроме того, возможно, твой учитель или учитель твоего друга (неважно, налаживаем связи ;)) являются экспертами,поэтому могут вполне иметь доступ к реальным экзаменам (а может еще и с ключами уух) - так что можно и нужно поинтересоваться и у них

11. Найди варианты с реального ЕГЭ прошлых лет
Также ценным заданием является 25: только за правильное определение ты можешь получить целых 2 балла, но велик и риск - если напишешьего неправильно, то тебе сразу же обнулят все задание.Нужно постепенно учить определения, причем есть тонкость, которая была введена с прошлого года - в определении обязательно должны присутствовать 2 аспекта (это 2 каких-то основных признака этого определения)

Так что пока ты будешь повторять теорию, одновременно создай отдельный ворд файл для определений и выписывай их туда. Важно понимать, что какие-то более тонкие определенияочень вряд ли могут попасться. Чтобы определить это, вполне достаточно понять, а есть ли какие-то 2 дополнительные информации к этому определению, которые могли бы составители добавить в задании в качестве 2 и 3 предложений.

12. По каждой теме в отдельном ворд файле
составляй определения для 25 задания с двумя (!) аспектами
Одновременно с изучением теории начни писать планы по ним. В идеале находиразные формулировки планов на эту тему и учись «гибкости» при написании.На ЕГЭ редко дают простые формулировки, чаще приходится изворачиватьсяи думать.

Типичный план состоит из характерных черт, признаков, функций, форм, типов, классификаций, особенностей темы. Не забываем при этом про новое правило трех подпунктов – каждый пункт, если это позволяет теория, должен состоять из 3 и больше подпунктов :) А вот абстрактные пункты типа «значимость политических движений в России» идут в подсчет пунктов, так что смысла их писать нет.

13. По каждой теме пиши планы
Каждый день тебя окружает множество новостей, интересных фактов, выкладок.

Придавай им больше значения, прислушивайся – используй их в нужном русле.Выбери 3 близких тебе блока исохраняй примеры из разных источников на все темы из кодификатора.
Довольствоваться уже готовым банком аргументов – не очень-то правильная тактика. Во-первых, высказывание может быть абсолютно на любую тему,так что охватить все просто нереально. К тому же, когда ты сам начинаешь интересоваться какими-то событиями и тд, то это намного дольшеоткладывается в голове.

14. Создай свой банк аргументов по эссе

Какие еще проблемы
у тебя могут возникнуть?

Когда решаешь очередной КИМ, неважно – на 40, 60 или 80 баллов, тебя заботит не только ЕГЭ. Проблемы с заданиями порождают стресс, сомнения, давление, панику. Казалось, ты все делаешь так, как нужно: прочитал какие-то учеб- ники, решил какие-то задания – чем не подготовка? Ты должен чувствовать себя уверенно: ты же готовишься. А на деле – все больше загоняешь себя в беспросветную яму.

Анна Маркс

Если ты решаешь на 80+

Нет универсального справочника для подготовки к ЕГЭ
Ты прочитал уже все школьные учебники, все сборники и сайты для подготовки к ЕГЭ. Это должно было придать уверенности в своих силах, но вопросов стало только больше. Боголюбов пишет, что низшая точка экономического цикла – кризис, Липсиц доказывает, что депрессия. Кто прав? Кому верить?
Пытаешься найти истину в сборниках ФИПИ, но там, как назло, заданий про это нет. Школьные учителя разводят руками, вузовские учебники только запутывают. Ты в растерянности – а что, если вопрос про циклы попадется на ЕГЭ?
Почему нет одного взгляда на всю теорию? Зачем составители усложняют мне жизнь? Почему я не могу ничего сделать сейчас, чтобы не потерять эти баллы?

Пишешь слишком заумно
Тебе кажется, что чем сложнее ты пишешь, тем умнее кажешься. Интуитивно пишешь про деноминацию, но внутренне сомневаешься – а это разве не про девальвацию? Желание показаться умнее заставляет тебя идти на риск. Ты ведь все это читал миллион раз, ты не можешь совершить глупую ошибку. Это не про тебя.

Раскрываешь в эссе мысль автора так, будто спорил с ним часами. Пишешь предложения с тремя подчинениями – ты ведь многое знаешь, почему бы не показать? Расписываешь в одном аргументе всю историю государства Российского. Тебе кажется, что тебя похвалят. А учитель в итоге ставит 0.

В результате высокие баллы не у тебя, а у одноклассников, пишущих примеры про гражданина А., который ежемесячно платит подоходный налог, и не претендующих на высокий полет мысли.

Твои старания никто не ценит – из-за чего?

Если ты застрял на 60-70

Страшно внедрять что-то новое
Ты уже привык готовиться в школе или сидеть разбираться в учебниках дома. Перспектива внедрять что-то новое пугает. Ты понимаешь, что такой консерватизм – причина того, что ты не можешь пробить свой потолок. А что, если все останется на своих местах? Что, если тебе просто не дано решать лучше?

Тебе и так трудно: школа, выпускной, подготовка к ЕГЭ. При внедрении чего-то нового нужно время для адаптации – а где его взять? Только если чем-то жертвовать. А стоит ли оно того?

Ты не можешь преодолеть барьер
Чтобы поступить в хороший университет, тебе нужны баллы выше среднего. Но того максимума, что ты набираешь, недостаточно. Из-за этого ты постоянно сомневаешься в своих силах. Заходишь на сайты университетов, смотришь проходные баллы прошлых лет и снова идешь получать свои 70 баллов за пробник.

Ты не считаешь себя хуже или глупее других в классе. На занятиях ты отвечаешь лучше, можешь что-то объяснить. Но что-то не позволяет тебе выйти за пределы средних баллов – и ты не понимаешь что.

Если ты не продвигаешься дальше 50

Лень прорабатывать ошибки
Уже несколько месяцев ты стабильно получаешь за пробники 40-50 баллов. Почему-то надеешься, что ответы в тестах сами собой запомнятся и больше ошибаться в заданиях ты не будешь. Но из раза в раз все повторяется.

На самом деле, просто лень разбирать ошибки. Первый раз ошибся, второй, третий... - когда-нибудь же мозг должен запомнить этот ответ? Мозг продолжает упорно игнорировать все исправления, потому что запомнить то, что ты не понимаешь, слишком сложно. Силы воли не хватает, чтобы заставлять себя думать.

Подготовка помогает только умникам
Кругом все готовятся к ЕГЭ. Уже прочитали тонны книг по обществознанию, но зачем-то записываются еще и на курсы. Кажется, чтобы готовиться к ЕГЭ, нужно уже что-то знать. А иначе – почему все постоянно что-то делают? Возможно ли за несколько месяцев выучить то, что другие учат годами? Вряд ли. Ты ведь не считаешь себя сверхчеловеком. В душе теплится надежда на чудо, но разум сводит ее на нет.

А еще и план как-то нужно внедрять в свою жизнь. До этого жил спокойно, без планирования. Игнорировал все дедлайны по учебе. Все сгорало – и тебе не было до этого дела. Ты просто привык к такому образу жизни. Зачем тебе что-то менять?

Разве возможно что-то изменить?
Понравился материал? Оцени!)

Поздравляю! Ты дошел до конца!
Тебе открыт доступ к нашему мини-курсу!

Осталось сделать всего пару шагов. Обязательно посмотри все видео до конца в них собрано самое ключевое!
Чтобы начать, используй плеер ниже

Обществознание | МИНИ-КУРС по самым завальным темам
Ты почти у цели!
499
р.
799
р.
Из года в год выпускники заваливаются на одних и тех же темах, а эксперты продолжают их включать в КИМы.

Мы проанализировали более 1000 работ и выделили 5 тем, в которых делают ошибки более 90% учеников.

Хочешь войти в число тех, кто справится с этими заданиями? Хочешь быть спокоен, что готов к заданию по любой теме? Хочешь набрать 90+?

Тогда забирай и смотри этот мини-курс! Жми на кнопку ниже!