Конспект по теме «Общественно-политические движения
второй четверти XIX века»

Анна Маркс
Ты точно слышал про заповедников и славянофилов, ведь так?) А сможешь ли ты дать им точное определение?

Переходи к прочтению конспекта и проверь свои знания :)

А за топовой теорией и реальной практикой приходи на наши бесплатные вебинары!
Даты

1825–1855 гг. – Правление Николая I.
1831–1839 гг. – Деятельность кружка Н. В. Станкевича.
1840–1850-е гг. – Споры между славянофилами и западниками.
1844–1849 гг. – Деятельность кружка М. В. Буташевича– Петрашевского.

Основные направления

Западничество — сложившееся в 1830—1850-х годах направление общественной и философской мысли. Западники, представители одного из направлений русской общественной мысли 40—50-х годов XIX века, выступали за отмену крепостного права и признание необходимости развития России по западноевропейскому пути.

Большинство западников по происхождению и положению принадлежали к дворянам-помещикам, были среди них разночинцы и выходцы из среды богатого купечества, ставшие впоследствии преимущественно учёными и писателями

Представители: П. Я. Чаадаев, В. С. Печерин, В. С. Соловьёв, И. С. Тургенев и Б. Н. Чичерин, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, , позднее Н. Г. Чернышевский, В. П. Боткин, Т. Н. Грановский, Б. Н. Чичерин

Западники поддерживали следующие идеи:
1) отставание от Запада России, развивающейся по универсальным законам истории;

2) необходимость восприятия опыта и ценностей Запада, ликвидация исторического отставания;

3) утверждение в России либеральных идеалов свободы личности, гражданского общества и, в перспективе, конституционной монархии, парламентской формы правления;

4) необходимость развитие рыночных отношений, предпринимательства, промышленности и торговли;

5) необходимость отмена крепостного права, передача крестьянам земли за выкуп;

6) необходимость развитие образования и распространение научных знаний;

7) возвеличивали Петра, который спас Россию, обновил страну и вывел её на международный уровень.

Славянофилы — литературно и религиозно-философское течение русской общественной и философской мысли, оформившееся в 30-х—40-х годах XIX века и ориентированное на выявление самобытности России, её типовых отличий от Запада.
Представители выступали за развитие особого русского пути, отличного от западноевропейского. Развиваясь по нему, по их мнению, Россия способна донести православную истину до впавших в ересь и атеизм европейских народов. Славянофилы утверждали также о существовании особого типа культуры, возникшего на духовной почве православия, а также отвергали тезис представителей западничества о том, что Пётр I возвратил Россию в лоно европейских стран, и она должна пройти этот путь в политическом, экономическом и культурном развитии.

Представители: А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, К. С. Аксаков, И. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин, А. И. Кошелев, Ф. В. Чижов.

Славянофилы поддерживали следующие идеи:
1. Историческая судьба русского народа в его самобытности.

2. Религия, государственный и общественный строй, ведут Россию по особому пути развития.

3. Монархия должна быть олицетворением симфонии власти и народа, а не абсолютной тиранией.

4. Монархия, совмещенная с народным представительством (Земский Собор)

5. Безоговорочная необходимость отмены крепостного права.

6. Наделение граждан России правами и свободами, сопоставимыми с демократическими.

7. Петровская европеизация изменила естественный ход исторического развития России.

8. В основе существования, а также дальнейшего развития и процветания Отечества, наряду с православием и великодержавной монархией должна находиться крестьянская община.

9. Запад может помочь развитию России научными и технологическими новшествами в той части, где может быть отставание.

Кружок Н. В. Станкевича — литературно-философское объединение прогрессивно настроенной молодежи, группировавшееся вокруг Н. В. Станкевича. Кружок был создан в Московском университете в 1833 г. Среди его участников были молодые и талантливые студенты, из кружка позднее вышли западники и славянофилы, В. Г. Белинский, М. А. Бакунин, М. Н. Катков.

Участников кружка объединяли интерес к философии, истории и литературе, отвращение к крепостничеству и личное обаяние Станкевича. Изучая главным образом немецкую идеалистическую философию, сначала Ф. Шеллинга, затем Г. Гегеля, члены С.к. не ставили себе, в отличие от кружка Герцена — Огарева, конкретных политических задач, но идейно они были близки к этому кружку; по словам Герцена, их роднило «...глубокое чувство отчуждения от официальной России, от среды, их окружавшей...». С отъездом за границу Станкевича кружок постепенно распался и к 1839 перестал существовать. Деятельность кружка способствовала распространению в России идей классической нем. философии, в частности диалектики Гегеля, а также пропаганде просветительских идей, гуманистических идеалов. С. к. повлиял на развитие русской журналистики 1830-х гг. («Телескоп», «Московский наблюдатель»).

Кружок Петрашевского

Известные представители: Михаил Буташевич-Петрашевский, Федор Достоевский

Основные положения:
1. уничтожение самодержания и установление в России республики;
2. отмена крепостного права;
3. изучение работ Герцена и Белинского;
4. изучение западной философской и экономической мысли (особенно, трудов по утопическому социализму Ш. Фурье);
5. порядок проведения социальных реформ в России;
6. поиск своего места в народных выступлениях.

Правительственный консерватизм:

Представитель – Сергей Уваров

Основная идея – «Теория официальной народности»:
«Углубляясь в рассмотрение предмета и изыскивая те начала, которые составляют собственность России (а каждая земля, каждый народ имеет таковой Палладиум), открывается ясно, что таковых начал, без коих Россия не может благоденствовать, усиливаться, жить — имеем мы три главных:
1) Православная Вера.
2) Самодержавие.
3) Народность.»

Таким образом, Уваров считал, что данные стороны русской культуры являются основой русского общества и русской государственности.

Кружок Герцена-Огарева:
демократический кружок студентов Московского университета. Его участники изучали опыт Французской революции 1789 г. и европейских революций 1830—1831 гг., обсуждали уроки заговора декабристов, жарко спорили о путях преобразования России и, говоря словами Герцена, «росли в этом трении друг об друга». Главное же, именно в кружке Герцена—Огарева впервые началась разработка теории русского социализма.

Известные представители: А.И. Герцена и Н.П. Огарёва;

Основные идеи:
1. Проповедовали идеи свободы, равенства и братства;
2. Конституция и республиканский строй;
3. Ненависть ко всякому насилию;
4. Необходимость революционного переустройства общества в соответствии с теорией утопического социализма Сен-Симона.
5. Главную движущую силу истории Герцен усматривал в народе.

Кружок Сунгурова — тайное антиправительственное объединение в Москве под руководством Н. П. Сунгурова. Деятельность общества Сунгурова была в самом начале пресечена жандармами арестом всех членов «кружка Сунгурова» (1831) по доносу студента И. Н. Полоника.

Основные идеи:
1. Необходимость подготовки восстания в Москве;
2. Свержение монархии, убийство царя;
3. Сунгуров обсуждал с членами общества планы подготовки революционногопереворота, для успеха которого необходимо захватить артиллерию, вооружить народ и поднять его на восстание.
4. Восстание должно было завершиться рассылкой воззваний в разные города России с разъяснением его целей и призывом выслать народных представителей в Москву для разработки конституции.

Исторические источники

И стать С. П. Шевырёва

«...Мы сохранили в себе незапятнанными три коренные чувства, в которых семя и залог нашему будущему развитию. Мы сохранили наше древнее чувство религиозное. Крест христианский положил
своё знамение на всём первоначальном нашем образовании, на всей русской жизни. Этим крестом благословила нас ещё древняя мать наша Русь и с ним отпустила нас в опасную дорогу Запада...
Второе чувство, которым крепка Россия и обеспечено её будущее благоденствие, есть чувство её государственного единства, вынесенное нами также из всей нашей истории... У нас только Царь и народ составляют одно неразрывное целое, не терпящее никакой между ними преграды: эта связь утверждена на взаимном чувстве любви и веры и на бесконечной преданности народа царю своему...

Третье коренное чувство наше есть сознание нашей народности и уверенность в том, что всякое образование может у нас тогда только пустить прочный корень, когда усвоится нашим народным чувством и скажется народною мыслию и словом... Тремя коренными чувствами крепка наша Русь и верно её будущее...»

1. Назовите историческое понятие, которому посвящена статья С П . Шевырёва. В царствования какого императора оно было сформулировано?

2. Используя текст источника, укажите три основных положения, которые характеризуют систему взглядов, приведённых в статье. Чьи идеи легли в её основу?
Кто сыграл особую роль в формулировании основных принципов этой системы
взглядов?

3. Каких идеологических взглядов, судя по тексту, придерживался автор? Свою позицию обоснуйте. Приведите всего не менее двух положений.

Из «Докладной записки потомству о Петр Яковлевиче Чаадаеве» М.И. Жихарева

«Известно, что с начала царствования Николая I так называемая реакция против переворота, произведённого Петром Великим... внезапно обнаружилась с о всею полнотою и решительностью... Русская история, — говорили русские новые мыслители, — не только заслуживает внимания народов, но она ещё есть для них единственная...
Жизнь всех остальных народов померкнет и превратится в ничто сравнительно с жизнью русского народа, если внимательно, разумно и любовно её постигнуть. С самого первого происхождения Руси, и даже до него, в славянском племени лежали зародыши таких великих и благих начал, про которые никогда и не снилось народам
Запада, постоянно целями и соображениями земными с путей добра и правды совращаемые и ввергаемые в пути порока, преступления или нечестия... Европа... иного себе спасения, кроме России, не имеет... Но сама Россия в продолжение своего исторического существования не избегнула страшного нравственного несчастия... чуть её не низведшего до бедственного уровня Европы... Это страшное бедствие, этот неизмеримый удар был, как известно всякому, реформа Петра Великого, того государя, которого в непонятном ослеплении и в заблуждении, не чуждом преступления, столько продолжительное время считали великим преобразователем России и самым славным и полезным из русских властителей, но который, на самом-то деле, ничем иным не был, как злым гением русской земли, первоначальным изменником родным началам и родным верованиям... Как ни страшен был, однако же, удар и как ни велико извращение народной личности, отчаянного в положении России ничего нет... Чтобы всё пришло опять в прежнее положение, после которого, впрочем, и желать больше будет нечего, стоит только возвратиться к родным началам, к состоянию допетровскому».

1. Назовите течение общественной мысли, охарактеризованной автором, и хронологически рамки царствования, с которыми он связывает его возникновение.

2. Укажите фамилии не менее трёх представителей этого течения, известных вам из курса истории России, а также название направления общественной мысли, с которым они полемизировали.

3. Какие идеи характеризует авто воспоминаний? Приведите не менее двух идей.
Какие другие идеи, выдвинутые представителями этого направления общественной мысли России, вам известны? Назовите не мене трёх идей.

Дополнительные материалы

ПостНаука. Славянофильство и западничество.
Смотреть на Youtube

ИСТОРИЯ.РФ. Из истории российской общественной мысли. Славянофилы.
Смотреть на Youtube

ПостНаука. Герцен и рождение русского социализма.
Смотреть на Youtube

Вопросы на повторение:

1. На чье правление пришлась основная часть дискуссии славянофилов и западников? Вспомни годы правления императора.
2. Как славянофилы относились к Петру I? А западники?
3. Каких взглядов по поводу пути развития придерживались славянофилы? В чем это отличало из от западников?
4. Как славянофилы и западники относились к крепостному праву? Можно ли утверждать, что кто-то оправдывал его?
5. Вспомни основных представителей западников. А теперь – славянофилов.
6. Как относились к монархии представители этих движений?
7. Кто из известных писателей состоял в кружке Петрашевцев? Какие взгляды разделяли его участники?
8. Какой государственный деятель выразил в своей теории консервативную точку зрения? Как называлась теория? В чем заключалась её суть?
9. В каком кружке впервые зародилась идея русского социализма? Какую роль в этой концепции играло крестьянство?
10. Что объединяло все движения данного периода?
11. Как ты считаешь, какую роль сыграли движения в развитии общественной мысли и государства?
12. В каких условиях развивались данные движения? Они были жестко цензурированы или достаточно открыты?

Понравился материал? Оцени!)
Век репетиторов
в прошлом
Мы официально хороним этот скучный формат, как айфон однажды глубоко закопал кнопочное безобразие, которое валялось в кармане у ваших предков.

Вебинары с проверкой домашек под контролем кураторов — это «Чудо чудное!», как говорит наша ученица Лиза.

Есть запись урока, удобная платформа и куча знакомств с ребятами со всей России. Да ещё и дешевле — в среднем в 3 раза. Дерзай!
Забудь про репетитора
Мы работаем с заданиями из ФИПИ. Часто ученикам на экзаменах попадается до 80% заданий, которые они уже решали.

Были случаи, когда абсолютно все задания с реального экзамена ученик уже решал дома или на вебинаре. Есть большой шанс, что повезёт и тебе!
Двигайся без повода
Тебе точно повезёт!
Мы не тешимся тем, что абсолютно все хотят сдать ЕГЭ на сотку или выиграть олимпиаду.

Если нужно просто «пройти» на платку — подберем соответствующую группу и организуем щадящий формат подготовки.
Безумно можно быть первым
Ноу стресс!
>>> Ну, ничего страшного! <<<

Если формат не подойдёт — вернём 100% суммы за подготовку. Главное намекни нам об этом в течение первых трёх дней занятий.

Некоторым кажется, что с репетитором эффективнее. Но мы в это не верим. А результаты наших учеников укрепляют нашу идею с каждым годом.
Если тебе будет грустно…
Эти отзывы ребята записали от души
Все они уже учатся в выбранном вузе