Социальная стратификация и мобильность

Анна Маркс
Социальная стратификация и мобильность
Все мы, живя в обществе, знаем, что люди часто объединяются в различные группы, общности для осуществления совместной деятельности. Взаимодействие людей в таких группах и групп между собой составляет социальную сферу жизнедеятельности общества и изучается наукой социологией.
В центре внимания социологов в процессе изучения общества и его строения стояло несколько проблем: по каким критериям отнести людей к тем или иным группам, как перемещаются люди и группы в структуре общества, как при этом проявляется социальное неравенство.


Начнем с первой: очевидно, что состав общества неоднороден, в него входят различные социальные группы, выделяющиеся по различным критериям. Разделение общества на группы называют социальной дифференциацией.

Социальная дифференциация – разделение общества на социальные группы, занимающие разное положение в обществе и характеризующиеся различными признаками.
Многие исследователи считают, что дифференциация свойственна любому обществу. Даже в первобытных племенах выделялись группы в соответствии с полом и возрастом, с присущими им привилегиями и обязанностями.
А в зависимости от того, каким объемом ресурсов и благ обладают такие группы, они выстраиваются «по ступенькам» на лестнице социального неравенства. Большая группа людей, находящаяся на определенной позиции на этой шкале, получила название страта (слой), а совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев - социальная стратификация.

Социальная стратификация – это дифференциация людей в обществе на расположенные в вертикальном порядке социальные слои в зависимости от дохода, уровня образования, доступа к власти, социального престижа.



Очень важно определить критерии, по которым происходит расслоение и разделение общества на страты.

Существуют различные подходы к анализу социальной стратификации, которые различаются по критериям разделения на страты. Самые известные из подходов выдвигали К. Маркс и М. Вебер.

К. Маркс и его сторонники ядром социальной структуры общества считали классы.
- Единственным и главным критерием расслоения общества, по мнению К. Маркса, было обладание частной собственностью на средства производства.
- Отношения между классами носят антагонистический (непримиримый) характер, поскольку один из них (эксплуататорский) господствует над другим (эксплуатируемым) и присваивает себе плоды его труда.
- По Марксу, классы возникают и противоборствуют на основе различного положения и различных ролей, выполняемых индивидами в производственной структуре общества, то есть основой образования классов является общественное разделение труда.

Подобно К. Марксу главной формой социальной стратификации М. Вебер считал классы, однако помимо классов, Вебер выделяет более четкие и значимые для каждого человека группы, названные им статусными.
Владельцы богатства по М. Веберу считаются собственниками. Однако Вебер чувствовал, что с помощью только одного богатства невозможно объяснить многие жизненные ситуации. Поэтому он вводит другой критерий неравенства - социальный престиж. Престиж — это уважение, который пользуется в обществе та или иная профессия, должность, род занятия. Наряду с богатством и престижем Вебер в качестве основания неравенства называет власть. Носители власти образуют элиту общества, они окружены привилегиями и имеют широкий доступ к социальным благам. Таким образом, Вебер выдвигает три критерия социального неравенства: богатство, престиж, власть.

В истории общества существовали различные стратификационные системы, обладающие своими особенностями. Рассмотрим каждую из них:
К тому же, важно отметить, что первые три стратификационные системы (рабство, кастовая, сословная) являются закрытыми, а четвертая (классовая) – открытой. Что это значит? Это значит, что в условиях открытой системы любой человек или группа свободно могут поменять свое положение и переместиться на страту выше или ниже. А в закрытых системах страты четко определены, перемещение внутри системы невозможно или значительно затруднено.

Современная социология выделяет в социальной структуре три основных класса: высший, средний и низший. В настоящее время, классы определяют как большие группы людей, отличающиеся по своим экономическим возможностям, которые значительно влияют на типы их стиля жизни. Главным основанием классовых различий выступает неравенство между оплатой и условиями труда.
Итак, каждый из нас может быть отнесен к той или иной социальной группе, каждый занимает определенное место в социальной структуре. Но возможно ли изменение собственного положения? Ответы на эти вопросы дает теория социальной мобильности.

Социальная мобильность – это перемещение индивидов или социальных групп в социальной структуре общества, результатом которого является любое изменение их социального положения.
А какими путями происходит перемещение людей из одной группы в другую при социальной мобильности? Такие пути называют социальными лифтамиили каналами социальной мобильности. Они представляют собой институты, помогающие индивиду или группе перемещаться в структуре общества.

Социальные лифты (каналы социальной мобильности)– это пути, по которым и благодаря которым происходит перемещение людей из одних социальных групп в другие, в результате чего меняется их социальное положение.
Рассмотрим некоторые способы передвижения по социальной лестнице с помощью данных каналов.
Начнем с армии. Служба в ней во все времена давала возможность двигаться вверх по социальной лестнице. В Средние века множество простолюдинов благодаря службе в армии становились генералами, графами, герцогами.

Еще одним «социальным лифтом» выступает школа. Образование в ряде случаев открывает доступ к престижным должностям и званиям. В современном западном обществе, не окончив университета или колледжа, фактически нельзя достичь высокого положения на государственной службе и во многих других областях.
Проверь свои знания по этому конспекту
Пройди короткий тест до конца, чтобы закрепить материал и получить новые материалы
Поехали!
Примером горизонтальной социальной мобильности является:
Дальше
Проверить
Узнать результат
Выберите верные суждения о социальной стратификации и запишите цифры, под которыми они указаны:
Дальше
Проверить
Узнать результат
В каком обществе практически полностью отсутствовала социальная мобильность?
Дальше
Проверить
Узнать результат
Какая из потребностей с наибольшей вероятностью приводит к вертикальной социальной мобильности?
Дальше
Проверить
Узнать результат
Выберите верные суждения о социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны
Дальше
Проверить
Узнать результат
Оххх... Лучше все-таки перечитать конспект и выделить самые важные моменты, дерзай! Все получится!

Оу! Что это там? Впереди тайник стобальника... Посмотришь что внутри? ВОЙТИ
Неплохо! Обязательно разбери ошибки и на всякий случай повтори конспект еще раз ;)

Оу! Что это там? Впереди тайник стобальника... Посмотришь что внутри? ВОЙТИ
Понравилось? Можешь похвастаться своими результатами в ВК или Twitter. Жми на кнопку ниже.
Ты топ, материал усвоен отлично!
Понравилось? Можешь похвастаться своими результатами в ВК или Twitter. Жми на кнопку ниже.

Оу! Что это там? Впереди тайник стобальника... Посмотришь что внутри? ВОЙТИ
Понравился материал? Оцени!)
Век репетиторов
в прошлом
Мы официально хороним этот скучный формат, как айфон однажды глубоко закопал кнопочное безобразие, которое валялось в кармане у ваших предков.

Вебинары с проверкой домашек под контролем кураторов — это «Чудо чудное!», как говорит наша ученица Лиза.

Есть запись урока, удобная платформа и куча знакомств с ребятами со всей России. Да ещё и дешевле — в среднем в 3 раза. Дерзай!
Забудь про репетитора
Мы работаем с заданиями из ФИПИ. Часто ученикам на экзаменах попадается до 80% заданий, которые они уже решали.

Были случаи, когда абсолютно все задания с реального экзамена ученик уже решал дома или на вебинаре. Есть большой шанс, что повезёт и тебе!
Двигайся без повода
Тебе точно повезёт!
Мы не тешимся тем, что абсолютно все хотят сдать ЕГЭ на сотку или выиграть олимпиаду.

Если нужно просто «пройти» на платку — подберем соответствующую группу и организуем щадящий формат подготовки.
Безумно можно быть первым
Ноу стресс!
>>> Ну, ничего страшного! <<<

Если формат не подойдёт — вернём 100% суммы за подготовку. Главное намекни нам об этом в течение первых трёх дней занятий.

Некоторым кажется, что с репетитором эффективнее. Но мы в это не верим. А результаты наших учеников укрепляют нашу идею с каждым годом.
Если тебе будет грустно…
Эти отзывы ребята записали от души
Все они уже учатся в выбранном вузе