Конспект по теме «Правление
Екатерины Второй»

Анна Маркс
Раздел Речи Посполитой, русско-турецкая война, создание вольного экономического сообщества и многое другое… Все это в одном конспекте!

Читай до конца, чтобы получить топовые бесплатные материалы :)

И не забудь подписаться на наши вебинары, где мы разбираем самые нужные темы по истории!
Даты

1762–1796 гг. – Правление Екатерины II.
1768–1774 гг. – Русско турецкая война.
1770 г. – Победа русского флота над турецким в битве при Чесме и русских сухопутных сил над турецкой армией в сражениях у рек Ларга и Кагул.
1774 г. – Заключение Кючук Кайнарджийского мира.
1772, 1793, 1795 гг. – Разделы Польши между Пруссией, Австрией и Россией.
1773–1775 гг. – Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева.
1775 г. – Проведение губернской реформы в Российской империи.
1783 г. – Вхождение Крыма в состав Российской империи. Георгиевский трактат. Переход Восточной Грузии под протекторат России.
1785 г. – Издание жалованных грамот дворянству и городам.
1787–1791 г. – Русско турецкая война
1789 г. – Победы русских войск под командованием А. В. Суворова при Фокшанах и Рымнике.
1790 г. – Победа русского флота над турецким в сражении при мысе Калиакрия.
1790 г. – Взятие русскими войсками под командованием А. В. Суворова турецкой крепости Измаил.
1791 г. – Заключение Ясского мира по итогам русско турецкой войны.
1794 г. – Восстание в Польше под предводительством Тадеуша Костюшко.

Даты всемирной истории
1773 г. − «Бостонское чаепитие».
1776 г. − принятие Декларации независимости США.
1787 г. − принятие конституции США.
1789 г. − начало революции во Франции.
1789 г. − принятие Декларации прав человека и гражданина.
1791 г. − принятие Билля о правах в США.
1789−1797 гг. − президентство Дж. Вашингтона в США.
1792 г. − начало революционных войн Франции.
1792 г. − крушение монархии во Франции.
1793 г. − приход к власти во Франции якобинцев.
1793 г. − казнь короля Людовика XVI во Франции.

Термины:

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ − изъятие церковной собственности (движимого и недвижимого имущества) в пользу государства.

ПРОСВЕЩЁННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ − политика, проводимая во второй половине XVIII века рядом монархических стран Европы и направленная на устранение остатков средневекового феодального строя в пользу рыночных отношений.

ПРОВИНЦИЯ − административно-территориальная единица Российской империи, существовавшая в 1719—1775 годах.

УЛОЖЕННЫЕ КОМИССИИ − временные коллегиальные органы в России XVIII века, которые созывались для систематизации законов, вступивших в силу после принятия Соборного уложения 1649 года. Всего было семь таких комиссий. Наиболее масштабная и значимая из них, фактически собрание сословных представителей, была созвана Екатериной II в 1767 году.

Роль личности

ПЕРВЫЙ РАЗДЕЛ РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ
Ключевую роль в данном событии сыграла Екатерина II. Она пригласила прусского короля Фридриха Второго в Санкт-Петербург, подписала с ним секретное соглашение о будущем разделе Польши, отдала приказ войскам занять оговоренные по соглашению территории Польши.

ВОССТАНИЕ ПОД ПРЕДВОДИТЕЛЬСТВОМ ЕМЕЛЬЯНА ПУГАЧЕВА 1773-1775.
Ключевую роль в данном событии сыграл Емельян Пугачев. Он объявил себя Петром Третьим, собрал войско из казаков, разослал прелестные,объявил об освобождении крестьян от крепостной зависимости и налогов. Действия Пугачёва привели к массовому восстанию.
Важную роль в подавлении восстания Пугачёва сыграла Екатерина Вторая. Она приказала усилить власть на местах и распорядилась жестоко подавлять восстание и приказала казнить Емельяна Пугачева.

РУССКО-ТУРЕЦКАЯ ВОЙНА 1767-1774 ГГ.
Ключевую роль в данном событии сыграл Петр Румянцев. Он был назначен командующим одной из русских армий и одержал несколько крупных побед благодаря своему полководческому таланту. Так, в битве при Ларге, обладая численным меньшинством, Румянцев приказал использовать новую тактику передвижения войск колоннами, которые в бою обращались в рассыпной строй, что препятствовало точному в них попаданию. Против конницы Румянцев распорядился использовать пушки.

В результате битва была выиграна русской армией, которой досталась артиллерия противника. В битве при Кагуле Румянцев также использовал новую тактику – он распорядился построить войско в несколько каре и использовать артиллерию для отражения конных атак. В результате Румянцев одержал победу над противником, который превосходил его численно почти в десять раз.

СОЗДАНИЕ ВОЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА
Ключевую роль в этом событии сыграл Орлов, который обратился к императрице с идеей создать организацию, которая будет распространять среди помещиков прогрессивные идеи ведения сельского хозяйства, а также знания по животноводству и агрономии. Орлов урегулировал организационные моменты, по итогу он внес существенный вклад в учреждение и закладывание основ общества. Он поставил подпись под обращением основателей к Екатерине II и предоставил свой дом для первого собрания, где 15 июня 1765 года был принят Устав общества.

ВОЗМОЖНЫЕ ПРОЦЕССЫ:
  • Усиление крепостничества во второй половине XVIII в.
  • Борьба России за выход к Чёрному морю во второй половине XVIII в.
  • Внутренняя политика России во второй половине XVIII в.

Россия при Екатерине второй
Что нужно знать?

Кинбурн

Очаков

Ларга

Кагул

Кючук-Кайнарджа

Чесма

карта отошедшей территории к России
Что нужно знать?

территорию,
отошедшую к
России по всем
разделам

территория России карта
Что нужно знать?

Кинбурн
Очаков
Рымник
Фокшаны
Измаил

Из труда историка В.Н. Балязина

«Это столетие вошло в мировую историю под именем "века России". Два блестящих царствования символизируют этот век: он начался правлением Петра I, Великого, и завершился деятельностью Екатерины II, также именуемой Великой. По словам A.C . Пушкина, в этом веке "Россия вошла в Европу, как спущенный со стапелей корабль — при стуке топора и громе пушек". В начале века был заложен Санкт-Петербург, а в середине его основан Московский университет. В этом столетии Россия стала европейской державой, прочно заняв место в альянсе других государств и громко заявив о себе как о великой и могущественной стране. Век закончился победоносным Итальянским и Швейцарскими походами A.B . Суворова, когда "русский штык прорвался сквозь Альпы". Это столетие передало эстафету славы и подвигов векам последующим».

1. О каком столетии идёт речь в документе? Что имел в виду историк, говоря о том, что в этом веке Россия стала европейской державой?

2. Что вы можете сказать об итогах развития России в этом веке на основе текста документа и знания курса истории? Назовите не менее трёх итогов развития.

3. Привлекая знания из курса истории и текст документа, объясните, в чём состояла преемственность царствований Петра I и Екатерины II. Назовите не менее трёх примеров преемственности царствований.

Из работы историка А.Б. Каменского

«Каково место Екатерины Второй в русской истории? Прежде всего, это было время внутриполитической стабильности, пришедшей на смену череде правительств, а с ними и политического курса, веренице бесконтрольных временщиков и отсутствию у власти чёткой программы.
Это было время активного законотворчества и серьёзных реформ, имевших долговременное значение. Причём именно Екатерина была, возможно, самым успешным из всех российских реформаторов, ведь ей без каких-либо серьёзных социальных, политических и экономических потрясений удалось почти полностью реализовать задуманную программу значительных преобразований. Правда, многого она не успела, а от многого ей пришлось отказаться по различным объективным и субъективным причинам... Реформы Екатерины носили созидательный, а не разрушительный характер. Какие бы последствия ни имели те или иные конкретные мероприятия Екатерины в области экономики, ни одно из них не было разорительным для населения. Во всё продолжение её царствования Российское государство становилось богаче, а жизнь подданных — зажиточнее».

1. О каком хронологическом периоде идёт речь в документе? Каковы были обстоятельства воцарения Екатерины II?

2. Какую оценку даёт историк реформаторской деятельности Екатерины Великой?
Назовите не менее двух аргументов, какими А.Б. Каменский подтверждает свою оценку.

3. Используя текст документа и знания по истории, укажите, в чём состояли главные заслуги Екатерины II. Назовите не менее трёх мероприятий Екатерины II в русле политики «просвещённого абсолютизма».

Из сочинения современного историка Е.В. Анисимова

«Судьба Екатерины доказала, что человеческая воля, желание могут стать не менее реальным и могучим фактором истории, чем десятки многопушечных кораблей и тысячи солдат. Императрица Екатерина создала-таки себе славу, ставшую ей мощным оружием, как тот военный корабль, который назывался "Слава Екатерины"... Французский дипломат Корберон писал в своём донесении, что слава, которую создала себе императрица, её решительный характер, её способности и удача заменяют ей искусных государственных людей и опытных генералов. ...Императрица вошла в историю России как выдающийся государственный деятель, и эпоха её царствования стала временем грандиозных реформ и издания важнейших законодательных актов... Перед ней были реальные цели укрепления самодержавия, проведения необходимых военной, административной и сословной реформ. Она осуществляла их в едином ключе, с одной генеральной идеей — максимально способствовать развитию и совершенствованию того "регулярного" государства, основы которого заложил ещё Пётр Великий. Законодательные акты Екатерины надолго пережили её и вместе с основными законами Петра Великого стали на долгие десятилетия основой российской государственности. Собственно, о таком выводе историка и мечтала, вероятно, честолюбивая царица-законодательница».

1. О каком хронологическом периоде в истории России идёт речь в документе? Укажите его рамки. Под каким названием вошёл в историю этот период?

2. Используя текст документа и знания по истории, отметьте, какие реформы были
проведены Екатериной II. Назовите не менее четырёх реформ.

3. Как оценивает автор эпоху Екатерины II? Какие качества её личности помогли, по мнению современников и историков, совершить столь грандиозные преобразования и создать себе славу? Приведите не менее четырёх положений.

Из письма российской императрицы

« С удовольствием... я удовлетворю вашу любознательность по отношению к Пугачёву; это будет мне тем удобнее сделать, что вот уже месяц, как он схвачен, или, выражаясь вернее, связан и скручен своими собственными же людьми в необитаемой степи между Волгой и Яиком, куда он был загнан посланными против него со всех сторон войсками. Лишённые припасов и средств для продовольствия, товарищи его, возмущённые сверх того ещё жестокостями, им творимыми, и в надежде заслужить прощение, выдали его коменданту Яицкой крепости, который и отправил его оттуда в Симбирск к генералу графу Панину. В настоящее время он в дороге, на пути к Москве.

Когда его привели к графу Панину, он совершенно наивно признался на первом же допросе, что он донской казак, назвал место сво ¬ его рождения, сказал, что женат на дочери донского казака, что у него трое детей... и пр. Так как у генерала Панина в войске немало донских казаков... то всё сказанное было тотчас же проверено через земляков Пугачёва. До сих пор нет ни малейших данных предполагать, чтоб он был орудием какой-либо державы или чтобы он следовал чьему-либо вдохновению. Приходится предполагать, что Пугачёв сам хозяин-разбойник, а не лакей какой-нибудь живой души. После Тамерлана, я думаю, едва ли найдётся кто-либо другой, кто бо ¬ лее истребил рода человеческого. ...Он вешал без пощады и всякого суда всех лиц дворянского рода: мужчин, женщин и детей, всех офицеров, всех солдат, какие ему только попадали в руки... Но что покажет вам хорошо, как далеко может обольщаться человек, — это то, что он осмеливается ещё питать кое-какие надежды. Он воображает, что ввиду его отваги я могу его помиловать и что свои прошлые преступления он мог бы загладить своими будущими услугами. Рассуждение его могло бы оказаться правильным, и я могла бы простить его, если б содеянное им оскорбляло меня одну; но дело это — дело, затрагивающее государство, у которого свои законы».

1. Укажите десятилетие, когда было написано это письмо. Назовите страну, с которой в это десятилетие Россия вела войну.

2. Укажите любую причину, по которой, по мнению автора письма, Пугачёв мог надеяться на пощаду. Назовите любые две причины (по мнению автора письма), почему Пугачёва нельзя помиловать.

3. Почему автор письма опасался Пугачёва? По аналогии с событиями какого периода российской истории могли возникнуть подозрения о существовании связи Пугачёва с иностранными державами? Почему они не подтвердились?

Из пугачёвского манифеста от 28 июля 1774 года

«Жалуем сим именным указом... всех, находившихся прежде в крестьянстве, в подданстве помещиков, быть верноподданными собственной нашей короны рабами, и награждаем вольностью и свободою и вечно казаками, не требуя рекрутских наборов, подушных и прочих денежных податей... повелеваем сим... указом: кои прежде были дворяне в своих поместьях и вотчинах — оных противников нашей власти и возмутителей империи и разорителей крестьян, всячески стараясь ловить, казнить и вешать и поступать равным образом так, как они, не имея в себе ни малейшего христианства, чинили с вами, крестьянами. По истреблении которых противников, злодеев дворян всякой может восчувствовать тишину и спокойную жизнь...»

1. В какой хронологический период происходило выступление под предводительством Е. Пугачёва? Кто был правителем в этот период?

2. Чьи интересы и какие чаянья воплощал манифест Пугачёва? Как в документе предлагалось решить судьбу дворянства?

3. Какое общественное и государственное устройство предлагал установить в России Е. Пугачёв? Назовите не менее трёх положений.

Вопросы на повторение:

Назови годы правления Екатерины Второй
Когда произошла реформа Сената? В чём была суть реформы?
Когда был издан указ о секуляризации?
Когда было ликвидировано гетманство? Как звали последнего гетмана?
Когда была созвана Уложенная комиссия? Каковы были ее цели? Что подготовила Екатерина
Вторая для работа Уложенной комиссии?
Когда была распущена Уложенная комиссия? Почему она была распущена?
Когда было создано Вольное экономическое общество и с какой целью?
Когда была проведена финансовая реформа?
В каком году был издан манифест «О свободе предпринимательства»
Когда была издана Жалованная грамота дворянству?
Докажи, что в годы правления Екатерины Второй произошло ужесточение крепостничества
Назови годы восстания Пугачёва
В каком году произошло сражение за Казань?
Как назывался указ, изданный Пугачёвым?
Кто руководил войсками Пугачёва? (Назови три имени)
Кто руководил правительственными войсками, выступавшими против Пугачёва?
Когда была проведена губернская реформа?
Назови итоги восстания Пугачёва
Когда произошла ликвидация Запорожской Сечи?
Когда была ликвидирована автономия Малороссии?
Назовите имя русского дипломата, главы внешней политики в годы правления Екатерины Второй
Назови годы русско-турецких войн
Назови причины первой русско-турецкой войны при Екатерине Второй
Вспомни все основные сражения русско-турецкой войны 1768-1774
Какой мир был заключен по итогам русско-турецкой войны 1768-1774
Назови итоги русско-турецкой войны 1768-1774
Кто руководил войсками в сражении у Ларги и Кагул в 1770?
Под чьи командованием в 1770г. произошел морской бой в Чесменской бухте?
Под чьи командованием в 1771г. русские войска взяли Крым?
Назови все три раздела Речи Посполитой. Какие территории отошли России?
Когда произошло восстание Костюшко?
Когда был заключен Георгиевский трактат?
Когда Крым вошел в состав России?
Назови годы второй русско-турецкой войны при Екатерине Второй
Назови причины этой войны
Какие сражения второй русско-турецкой при Екатерине Второй ты помнишь?
Когда произошла осада Очакова?
Когда произошло нападение на Кинбурн? Под чьим командованием оно происходило?
В каком году было сражение при Рымнике?
Когда был взят Измаил? Под чьи командованием?
Распиши роль личности Суворова во взятии Измаила
Какой мир был заключен в 1791г.? Назови условия этого мира.
Когда была образована первая антифранцузская коалиция? С какой целью она была образована?

Понравился материал? Оцени!)
Век репетиторов
в прошлом
Мы официально хороним этот скучный формат, как айфон однажды глубоко закопал кнопочное безобразие, которое валялось в кармане у ваших предков.

Вебинары с проверкой домашек под контролем кураторов — это «Чудо чудное!», как говорит наша ученица Лиза.

Есть запись урока, удобная платформа и куча знакомств с ребятами со всей России. Да ещё и дешевле — в среднем в 3 раза. Дерзай!
Забудь про репетитора
Мы работаем с заданиями из ФИПИ. Часто ученикам на экзаменах попадается до 80% заданий, которые они уже решали.

Были случаи, когда абсолютно все задания с реального экзамена ученик уже решал дома или на вебинаре. Есть большой шанс, что повезёт и тебе!
Двигайся без повода
Тебе точно повезёт!
Мы не тешимся тем, что абсолютно все хотят сдать ЕГЭ на сотку или выиграть олимпиаду.

Если нужно просто «пройти» на платку — подберем соответствующую группу и организуем щадящий формат подготовки.
Безумно можно быть первым
Ноу стресс!
>>> Ну, ничего страшного! <<<

Если формат не подойдёт — вернём 100% суммы за подготовку. Главное намекни нам об этом в течение первых трёх дней занятий.

Некоторым кажется, что с репетитором эффективнее. Но мы в это не верим. А результаты наших учеников укрепляют нашу идею с каждым годом.
Если тебе будет грустно…
Эти отзывы ребята записали от души
Все они уже учатся в выбранном вузе