Конспект по теме «Экономика правления Николая II»

Анна Маркс
Чем отличается отруб от хутора? Читай в нашем конспекте!

Обязательно дойди до конца, там тебя ждет множество полезных и бесплатных материалов :)

Чтобы знать еще больше, приходи на наши еженедельные бесплатные вебинары!
Даты

1894–1917 гг. – Правление Николая II.
1897 г. – Первая всеобщая перепись населения России.
1897 г. – Денежная реформа С. Ю. Витте.
1905–1907 гг. – Первая российская революция.
1906 г., 9 ноября. – Указ о выходе крестьян из общины. Начало проведения столыпинской аграрной реформы.

Термины:

Золотой рубль — денежная единица Российской империи, введённая денежной реформой 1897 года в связи с установлением золотого монометаллизма.

Отруб — в России в начале XX века земельный участок, выделенный из общинной земли (в результате столыпинской аграрной реформы 1906 года) в единоличную крестьянскую собственность (в отличие от хутора — без переноса усадеб).

Хутор — это такой же надел земли, как и отруб, только крестьянин переносил на данный участок земли и свой дом, все дворовые постройки, часто вдалеке от села.

Трест — одна из форм монополистического объединения предприятий с централи-
зацией производственных и коммерческих операций.

Роли личности

Аграрная реформа: Ключевую роль в данном событии сыграл председатель Совета министров Петр Столыпин. Он подготовил проект аграрной реформы, который лег в основу Указа Николая II. Согласно данному Указу крестьяне получили право выходить из общины, закрепляя часть общинной земли в частную собственность в форме хутора или отруба. Отдельно Столыпин подготовил Указы о продаже крестьянам части казенных земель и понижении ставок Крестьянского земельного банка для выдачи кредитов крестьянам под залог земли. Они были подписаны Николаем II. В дальнейшем Столыпин разработал закон, в основу которого легли данные указы, и представил его III Государственной Думе, которая после долгого обсуждения приняла его. Столыпин также добился выделения государственных средств на оказание материальной помощи крестьянам для переселения в Сибирь и на Дальний Восток. Но существенная часть крестьян не смогла вести там хозяйства и вернулась обратно в центральные регионы России.

Витте – на посту министра финансов с 1895 года начал вводить винную монополию.
Винная монополия распространялась на очистку спирта и розничную и оптовую торговлю крепкими спиртными напитками; производство спирта-сырца разрешалось частным лицам при условии определённой регламентации (повышенный акциз и т.д.). Монополия стала одним из важных источников пополнения госбюджета. Несомненной заслугой Витте является проведение им денежной реформы 1897 года. В результате Россия на период до 1914 года получила устойчивую валюту, обеспеченную золотом. Это способствовало усилению инвестиционной активности и увеличению притока иностранных капиталов.

Из речи политического деятеля в Государственной думе

«Я полагаю, что земля, которая распределялась бы между гражданами и отчуждалась бы у одних и передавалась бы другим местным социал-демократическим присутственным местом, — что эта земля получила бы скоро те же свойства, как вода и воздух. Ею бы стали пользоваться, да, но улучшать её, прилагать к ней свой труд с тем, чтобы результаты этого труда перешли к другому лицу, — этого никто не стал бы делать. Вообще, стимул к труду, та пружина, которая заставляет людей трудиться, была бы сломлена...

...Цель правительства вполне определённа: правительство желает поднять крестьянское землевладение, оно желает видеть крестьянина богатым, достаточным, так как где достаток, там, конечно, и просвещение, там и настоящая свобода.

Но для этого необходимо дать возможность способному, трудолюбивому крестьянину, т. е. соли земли русской, освободиться от тех тисков, от тех теперешних условий жизни, в которых он в настоящее время находится. Надо дать ему возможность укрепить за собой плоды трудов своих и предоставить их в неотъемлемую собственность.

Пусть собственность эта будет общая там, где община ещё не отжила, пусть она будет подворная там, где община уже нежизненна, но пусть она будет крепкая, пусть будет наследственная. Такому собственнику-хозяину правительство обязано помочь советом, помочь кредитом, т. е. деньгами.

...Пробыв около 10 лет у дела земельного устройства, я пришёл к глубокому убеждению, что в деле этом нужен упорный труд, нужна продолжительная чёрная работа.

Разрешить этот вопрос нельзя, его надо разрешать. В западных государствах на это потребовались десятилетия. Мы предлагаем вам скромный, но верный путь...»

1. Назовите год, когда была произнесена данная речь, и имя государственного деятеля, с которым она связана. В связи с какими событиями она была произнесена?

2. Используя текст документа и знания по истории, объясните, какие цели преследовал автор. Укажите не менее трёх целей.

3. Привлекая знаний по истории, укажите, какими мероприятия¬ми предполагалось достигнуть поставленной цели. Приведите не менее двух положений.

Из отчёта херсонского губернатора (начало XX в.)

«Постоянное ожидание передела, при котором не только участок земли, но и сама величина его должны измениться, лишает хозяев энергии и стремления упрочить своё хозяйство, почему в конце концов хозяин-собственник приобретает тип временного арендатора, старающегося взять из земли всё, ничего ей не возвращая.

Имея землю в общем владении, крестьяне-общинники являются опасными соседями частных собственников, особенно мелких, так как во всяких случаях спора с ними склонны осуществлять скопом воображаемые свои права. Вообще при общинном землевладении чувство собственности в крестьянской среде с каждым новым поколением и переделом несомненно слабеет, а потому и уважение к чужой собственности всё уменьшается.

Но главная угроза такого коллективного землепользования заключается в том, что постоянные переделы принадлежащей обществу земли поддерживают в крестьянах, несмотря на все уверения властей, опасные убеждения в возможности для них в будущем переделов и вне крестьянского надела».

1. Назовите фамилию председателя Совета министров, при котором началась реформа, направленная на развитие частной собственности в крестьянской среде.

В каком году началась эта реформа?

2. На основе текста и знаний по истории назовите основные последствия происходившего в начале XX века перехода от общинного землевладения к частной собственности. Укажите не менее трёх последствий.

3. Какие недостатки сохранения общины, общинного землевладения называет в тексте автор отчёта? Приведите всего не менее трёх недостатков.

Дополнительные материалы

ПостНаука. Столыпинская модель модернизации России.
Смотреть на Youtube

История.РФ. Реформы П. Столыпина и Россия перед Первой мировой войной.
Смотреть на Youtube

Россия в 1894 - 1904 гг. Николай II. Внутренняя политика. С.Ю. Витте.
Смотреть на Youtube

Вопросы на повторение:

1. Вспомни годы правления Николая II.
2. Как можно охарактеризовать экономическое положение России в начале правления Николая II?
3. Каково было положение рабочих и крестьян?
4. Кто был министром финансов при Николае II? Какие преобразования были проведены в финансовой сфере? Какие нововведения в сфере денежного обращение были введены? Какие преимущества получила экономика России после данных преобразований?
5. Как развивалась промышленность на рубеже XIX-XX в.? Какие были темпы данного развития? Какие проблемы были у российской промышленности на данном этапе? Как они были связаны с аграрным характером экономики?
6. Как экономические проблемы России связаны с Первой русской революцией?
7. По каким причинам понадобились преобразования в сельском хозяйстве, которые были предприняты под руководством Столыпина? В чем заключалась суть данной реформы? Какие итоги реформы ты можешь выделить? Назови плюсы и минусы.
8. Как ты считаешь, была ли экономическая политика Николая II эффективной? Назови два аргумента «за» и два аргумента «против».

Понравился материал? Оцени!)
Век репетиторов
в прошлом
Мы официально хороним этот скучный формат, как айфон однажды глубоко закопал кнопочное безобразие, которое валялось в кармане у ваших предков.

Вебинары с проверкой домашек под контролем кураторов — это «Чудо чудное!», как говорит наша ученица Лиза.

Есть запись урока, удобная платформа и куча знакомств с ребятами со всей России. Да ещё и дешевле — в среднем в 3 раза. Дерзай!
Забудь про репетитора
Мы работаем с заданиями из ФИПИ. Часто ученикам на экзаменах попадается до 80% заданий, которые они уже решали.

Были случаи, когда абсолютно все задания с реального экзамена ученик уже решал дома или на вебинаре. Есть большой шанс, что повезёт и тебе!
Двигайся без повода
Тебе точно повезёт!
Мы не тешимся тем, что абсолютно все хотят сдать ЕГЭ на сотку или выиграть олимпиаду.

Если нужно просто «пройти» на платку — подберем соответствующую группу и организуем щадящий формат подготовки.
Безумно можно быть первым
Ноу стресс!
>>> Ну, ничего страшного! <<<

Если формат не подойдёт — вернём 100% суммы за подготовку. Главное намекни нам об этом в течение первых трёх дней занятий.

Некоторым кажется, что с репетитором эффективнее. Но мы в это не верим. А результаты наших учеников укрепляют нашу идею с каждым годом.
Если тебе будет грустно…
Эти отзывы ребята записали от души
Все они уже учатся в выбранном вузе