Конспект по теме «Декабристы»

Анна Маркс
Что такое “союз спасения” и “союз благоденствия”?) Надеемся, что ты уже в курсе, ведь до ЕГЭ остается совсем немного времени!

Ну, а если нет, то переживать не стоит. Скорее переходи к прочтению нашего конспекта, в нем все самое важное!

И не забудь подписаться на еженедельные бесплатные вебинары, чтобы быть готовым ко всему!
Даты

1801–1825 г. – Правление Александра I.
1816–1817 гг. – Деятельность «Союза спасения».
1818–1821 гг. – Деятельность «Союза благоденствия».
1821 г. – Образование Южного тайного общества декабристов
1822 г. – Образование Северного тайного общества декабристов
1825 г., 14 декабря. – Восстание декабристов на Сенатской площади в Петербурге.
1825 г., 29 декабря – 1826 г., 3 января. – Восстание Черниговского полка

Термины

Декабристы — участники российского антиправительственного движения, члены различных тайных обществ второй половины 1810-х — первой половины 1820-х годов, организовавшие на Сенатской площади в Петербурге восстание 14 декабря 1825 года и получившие название по месяцу восстания.

«Русская правда» Павла Ивановича Пестеля — основной программный документ Южного общества декабристов, принятый руководителями его управ в 1823 году.

«Конституция» — проект программного документа Северного общества декабристов.
Составлялась в 1822—1825 годах. Наряду с «Русской Правдой» П. И. Пестеля является важней-
шим источником для изучения политических воззрений декабристов. Автор – Н. М. Муравьев.

Возможные роли личности:

Милорадович - Ключевую роль в этом событии (восстании декабристов) сыграл генерал-губернатор Милорадович, который прибыл на Сенатскую площадь и лично выступил с речью перед мятежными войсками, с целью образумить их, но Каховской выстрелил в него и генерал-губернатор погиб.

Пестель - выступил инициатором создания Южного общества, написал программный документ общества - Русскую правду, вел переговоры о сосместных действиях обоих обществ.

Возможные исторические процессы:

1. Становление и развитие декабристского движения

Краткая характеристика программных документов Северного и Южного тайных обществ:

А) «Русская правда» Пестеля предполагала следующие преобразования:

1. Республиканскую форму правления
2. Однопалатный парламент – Народное вече (500 человек)
3. Унитарное государство
4. Разделение государственных земель на общественные и частные. Пестель определил, что половина пахотной земли должна выполнять социальную функцию предотвращения бедности, для чего она должна находиться в общинной собственности. А вторую половину земельного фонда планировалось оставить в частной собственности. Помещичья земля предназначалась для сдачи в аренду фермерам — «капиталистам земледельческого класса», которые должны были организовать на ней крупные товарные хозяйства с широким привлечением наёмного труда.
5. Уничтожение самодержавия
6. Отмена крепостного права
7. Введение демократических прав и свобод (равенство всех граждан перед законом, фактическое объединение всех сословий в одно «гражданское сословие», свобода слова, свобода собраний и т.п.)
8. Перенос столицы в Нижний Новгород с последующим переименованием его во Владимир

Б) «Конституция» Муравьева предполагала следующие преобразования:

1. Образование конституционной монархии, где император – глава исполнительной власти
2. Двухпалатный парламент (Народное вече, избираемое на основе большого имущественного ценза)
3. Федеративное устройство государства
4. Сохранения помещиками прав собственности на землю, крестьяне наделяются небольшими участками
5. Уничтожение самодержавия
6. Отмена крепостного права
7. Введение демократических прав и свобод (равенство граждан перед законом, свобода слова, свобода печати, свобода вероисповедания, собраний и т.п.)

Источники:
И воспоминани актёр И.П. Борецкого , предназначенных дл М.А. Бестужева

«Поутру увидел на улице кучки народа... Народ со всех концов спешит на Сенатскую площадь... Я побежал на площадь. Народ запрудил всю площадь и волновался, как бурное море. В волнах этого моря виднелся небольшой островок — это было ваше каре... Я видел царя, окружённого своим штабом и уговаривающего народ разойтись по домам, слышал, как беснующаяся толпа кричала ему в ответ: "Не пойдём, умрём вместе с ними!" Видел, как понеслась на вас кавалерия... и с каким диким остервенением толпы народа отразили второй натиск поленьями дров, и я, грешный человек, метнул одно полено в бок кавалеристу... видел я и тебя, как ты при третьей атаке стал против солдат, готовых дать залп, от которого вся эта кавалерия, обскакивавшая каре, легла бы лоском, — как ты скомандовал:
"Оставь!"... Видел, как смертельно раненый Милорадович, шатаясь в седле, поскакал прочь от непокорных солдат, и наконец услышал роковой выстрел из пушки. Второй выстрел повалил множество из передовых. Народ прыснул во все стороны. Третий выстрел был направлен на открытое каре...»

1. О каком событии рассказано в отрывке? Когда и где он произошло?
2. Какие противостоявшие друг другу группы участников события называет автор?
3. Как автор характеризует настроения и отношения собравшегося на площади народа
к выступлению? Укажите не мене двух положений.

И манифеста, написанного С. П. Трубецким

«В Манифесте Сената объявляется:
Уничтожение бывшего Правления.

Учреждение временного [правления] до установления постоянного [выбранного представителями сословий]...

Равенство всех сословий перед Законом...
Объявление права всякому гражданину заниматься чем он хочет, и по тому дворянин, купец, мещанин, крестьянин — всё равно имеют право вступать в воинскую и гражданскую службу и в духовное звание, торговать оптом и в розницу... Приобретать всякого рода собственность, как то земля, дома в деревнях и городах...

Сложение [отмена] подушных податей и недоимок по оным... 80 История. 10—11 классы.
Анализ исторического источника
Уничтожение рекрутства и военных поселений.
Убавление срока службы военной для нижних чинов и определение оного последует
по уравнении воинской повинности между всеми сословиями».

1. Назовите событие, в связи с которым был написан манифест, и не менее двух фамилий
соратников С. П. Трубецкого.
2. Используя текст источника, укажите, какие проблемы (не менее трёх) и каким образом
пытались решить соратники С. П. Трубецкого.
3. Чем закончилось событие, в связи с которым С. П. Трубецкой написал этот манифест?
Назовите не менее двух последствий

Из мемуаров «Губернатор, видя мою решимость ехать, сказал мне:

"Подумайте же, какие условия вы должны будете подписать". — "Я их подпишу, не читая".
— "Я должен велеть обыскать все ваши вещи, вам запрещено иметь малейшие ценности".

С этими словами он ушёл и прислал ко мне целую ватагу чиновников. ... Тогда мне предъявили к подписи пресловутую подписку, причём они мне сказали, чтобы я сохранила с неё копию, дабы хо рошенько её запомнить. Когда они вышли, мой человек, прочитавший её, сказал мне со слезами на глазах: "Княгиня, что вы сделали, прочтите же, что они от вас требуют!" — "Мне всё равно, уложимся скорее и поедем".

" 1. Жена, следуя за своим мужем и продолжая с ним супружескую связь, делается естественно причастной его судьбе и потеряет прежнее звание, то есть будет уже признаваема не иначе как женою ссыльно-каторжного, и с тем вместе примет на себя переносить всё, что такое состояние может иметь тягостного, ибо даже начальство не в состоянии будет защищать её от ежечасных могущих быть оскорблений от людей самого... презрительного класса, которые найдут в том как будто некоторое право считать жену государственного преступника, несущую равную с ним участь, себе подобною; оскорбления сии могут быть даже насильственные. Закоренелым злодеям не страшны наказания.
2. Дети, которые приживутся в Сибири, поступят в казённые заводские крестьяне.
3. Ни денежных сумм, ни вещей многоценных с собой взять не дозволено; это запрещается существующими правилами и нужно для собственной их безопасности по причине, что сии места населены людьми, готовыми на всякого рода преступления.
4.Отъездом в Нерчинский край уничтожается право на крепостных людей, с ними прибывших"».

1. Укажите название общественного движения, к которому относился муж мемуаристки. Какой
император провёл амнистию представителей этого общественного движения, которые были
высланы в Сибирь?

2. Что заставляло женщин, подобных автору мемуаров, следовать за мужьями-ссыльнопоселенцами в Сибирь? Приведите не менее двух объяснений.

3. Какие тайные общества были созданы в рамках общественного движения, участниками
которого были мужья женщин, подобных автору мемуаров? Укажите название любых трёх
таких тайных обществ.

Вопросы на повторение:

1. В годы правления какого императора случилось восстание декабристов? Какой император скончался накануне?
2. Какие тайные организации были первыми по ходу подготовки к данным событиям?
3. Чем отличалось Северное тайное общество от Южного? Какие люди возглавляли данные организации?
4. Назови авторов «Русской правды» и «Конституции». Какой автор принадлежалк Северному тайному обществу?
5. Как решался земельный вопрос в «Русской правде»? В «Конституции?
6. В чем было сходство между данными документами?
7. Как ты думаешь, в чем коренились воззрения декабристов? Было ли это западное
влияние или обращение к русским проблемам?
8. Когда и где произошло восстание декабристов? Кто руководил данным восстанием?
Какие известные личности также приняли участие в данных событиях?
9. В чем ты видишь причины поражения восставших?
10. Как поражение отразилось на судьбе восставших?
11. Чем после данных событий стал известен Черниговский полк?
12. Как ты думаешь, была ли возможность победить у восставших?

Понравился материал? Оцени!)
Век репетиторов
в прошлом
Мы официально хороним этот скучный формат, как айфон однажды глубоко закопал кнопочное безобразие, которое валялось в кармане у ваших предков.

Вебинары с проверкой домашек под контролем кураторов — это «Чудо чудное!», как говорит наша ученица Лиза.

Есть запись урока, удобная платформа и куча знакомств с ребятами со всей России. Да ещё и дешевле — в среднем в 3 раза. Дерзай!
Забудь про репетитора
Мы работаем с заданиями из ФИПИ. Часто ученикам на экзаменах попадается до 80% заданий, которые они уже решали.

Были случаи, когда абсолютно все задания с реального экзамена ученик уже решал дома или на вебинаре. Есть большой шанс, что повезёт и тебе!
Двигайся без повода
Тебе точно повезёт!
Мы не тешимся тем, что абсолютно все хотят сдать ЕГЭ на сотку или выиграть олимпиаду.

Если нужно просто «пройти» на платку — подберем соответствующую группу и организуем щадящий формат подготовки.
Безумно можно быть первым
Ноу стресс!
>>> Ну, ничего страшного! <<<

Если формат не подойдёт — вернём 100% суммы за подготовку. Главное намекни нам об этом в течение первых трёх дней занятий.

Некоторым кажется, что с репетитором эффективнее. Но мы в это не верим. А результаты наших учеников укрепляют нашу идею с каждым годом.
Если тебе будет грустно…
Эти отзывы ребята записали от души
Все они уже учатся в выбранном вузе