Конспект по теме «Великие реформы Александра II»

Анна Маркс
Даты
1855–1881 гг. – Правление Александра II.
1861 г., 19 февраля. – Отмена крепостного права в России.
1864 г. – Земская, судебная и школьная реформы.
1870 г. – Реформа городского самоуправления.
1874 г. – Проведение военной реформы – введение всеобщей воинской обязанности.
Роли личности
1. Александр Второй выступил перед дворянством в начале своего правления и заявил, что необходимо отменить крепостное право. Император создал Секретный комитет и губернские комитеты, которые разрабатывали проект отмены крепостного права. В 1861 император подписал манифест об отмене крепостного права, что дало личную свободу крестьянам.

2. В 1858 году императору подал свой проект судебной реформы граф Д.Блудов. Александр II приказал провести Государственный Совет для обсуждения идей Блудова.
Затем Александр Второй подписал новый Судебный Указ.

3. Ростовцев, будучи на должности в одной из комиссий по крестьянскому вопросу, отправил 4 письма императору, в которых изложил свои взгляды на освобождение крестьян. Кроме этого, Ростовцев составил «Общее положение об освобождении крестьян» из 12 пунктов, которое в дальнейшем стало основной для работы Редакционных комиссий, созданных в 1859 году и которые подготовили Крестьянскую реформу.

4. Ключевую роль в подготовке Военной реформы сыграл Д.А.Милютин, который в 1862 году представил императору Александру II записку с изложением программы преобразований и лично работал над Военной реформой.

ВОЗМОЖНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ:
1. Великие реформы второй половины XIX в.
Из манифеста
«Когда мысль правительства об упразднении крепостного права распространилась между не приготовленными к ней крестьянами, возникали было частные недоразумения. Некоторые думали о свободе и забывали об обязанностях. Но общий здравый смысл не поколебался в том убеждении, что и по естественному рассуждению свободно пользующийся благами общества взаимно должен служить благу общества исполнением некоторых обязанностей, и по закону христианскому всякая душа должна повиноваться властям предержащим... что законно приобретённые помещиками права не могут быть взяты от них без приличного вознаграждения или добровольной уступки; что было бы противно всякой справедливости пользоваться от помещиков землёю и не нести за сие соответственной повинности.
И теперь с надеждою ожидаем, что крепостные люди при открывающейся для них новой будущности поймут и с благодарностью примут важное пожертвование, сделанное благородным дворянством для улучшения их быта».

1. Укажите год, к которому относятся описанные события, и имя императора, который подписал данный манифест. Укажите название государственного учреждения, в котором были разработаны проекты документов для проведения реформы, о которой идёт речь.

2. В чём состоят связанные с проведением реформы «недоразумения», о которых говорят авторы манифеста в приведённом отрывке? Какие аргументы приводятся в манифесте в пользу такого разрешения «недоразумений», которое предлагают его авторы? Приведите не менее двух аргументов.

3. Чем были недовольны крестьяне при проведении реформы, о которой идёт речь?
Укажите любые три положения.
Из воспоминаний A.B. Тырковой-Вильямс

«Отец запутался в долгах. Это была не его вина. Он расплачивался за общее положение помещичьего хозяйства. Только 25 лет прошло со времени освобождения крестьян. Четверть века — короткий срок для такого резкого экономического перелома, как переход от бесплатного рабского труда к платным рабочим. Сколько раз отцовские земли висели на волоске, сколько раз то банк, то частные кредиторы грозили продать всё с молотка. Тульский земельный банк, где были заложены его имения, брал большие проценты и неумолимо требовал платежей в срок.

Дворянский банк открылся позже. Это было дело внутренней политики. Правительство решило сохранить дворянский правящий класс, помочь ему удержать за собой земли, стремительно переходившие в купеческие, отчасти и в крестьянские руки.

Мой отец первый в Новгородской губернии получил ссуду из новорождённого Дворянского банка...

Крупные доходы за сено, за лес, иногда за рожь и овёс уходили на банковские платежи... Потом по случаю какого-нибудь события в царской семье издавался манифест с разными милостями... дворянские недоимки перечислялись в основной долг».

1. Укажите, как называлась и в каком году была проведена реформа, упоминаемая в источнике. Назовите две основные формы эксплуатации крестьян помещиками в период, о котором идёт речь в отрывке.

2. Как автор воспоминаний объясняет причины трудностей, испытываемых помещиками в ведении хозяйства в описываемое время? Укажите не менее трёх причин.

3. Используя данный источник и свои знания по курсу истории, назовите не мене трёх мер правительства по поддержке дворянских хозяйств.

Из описания жизни крестьян Пинежского уезда Архангельской губернии после реформы 1860- гг. «Переделов усадебной земли не бывает...

Земля делится по наличным мужска пола душам, и она в течение 10 лет считается неотъемлемой от семейства...

Сход для переделов всегда составляется из домохозяев. Женщины с правом голоса ни в коем случае в сходах не участвуют...
Влияние сельских старост на приговоры схода о переделе не имеет веса, но бывают случаи, что более выдающиеся крестьяне, хотя не открыто и посредством подговаривания других, вносят свой верх.

Развёрстка платежей и повинностей на количество земли производится ежегодно...

Крестьянину доставшийся ему при переделе участок земли предоставляется без согласия мира... закладывать и менять с общинниками только, но ни продавать, ни передавать в наследство на праве собственности не может.

Кроме общих обязанностей помогать каждому в трудных случаях жизни, особых обязанностей в этом отношении не существует».

1. Как называлась форма хозяйственного объединения русских крестьян, о которой идёт речь в документе? В чём проявлялись коллективистские традиции русских крестьян? Укажите не менее двух проявлений.

2. Охарактеризуйте положение крестьян в деревне. Объясните, каким образом существовавшие в тот период порядки препятствовали окончательному разорению бедных крестьян. Приведите не менее трёх положений.

3. Что мешало предпринимательству крестьян? Назовите не менее трёх причин.

Из официального документа (XIX в.)

«1. Защита престола и отечества есть священная обязанность каждого русского подданного. Мужское население без различия состояний подлежит воинской повинности.

2. Денежный выкуп от воинской повинности и замена охотником не допускаются...

10. Поступление на службу по призывам решается жребием, который вынимается единожды на всю жизнь. Лица, по нумеру вынутого ими жребия не подлежащие поступлению в постоянные войска, зачисляются в ополчение...

17. Общий срок службы в сухопутных войсках для поступающих по жребию определяется в 15 лет, из коих 6 лет действительной службы и 9 лет в запасе...

20. Указанные в... статьях сроки службы устанавливаются собственно для мирного времени; во время же войны состоящие в сухопутных войсках и во флоте обязаны оставаться на службе до тех пор, пока того будет требовать государственная надобность».

Дополнительные материалы

Твоя история. Лекция Кацвы о Великих реформах.
Смотреть на Youtube

ИСТОРИЯ.РФ. Игорь Орлов о реформах Александра II.
Смотреть на Youtube

ПостНаука. Последствия отмены крепостного права.
Смотреть на Youtube

ПостНаука. Отмена крепостного права.
Смотреть на Youtube

1. Вспомни годы правления Александра. Кто был предшественником императора на престоле?

2. Какие этапы работы прошла реформа по отмене крепостного права?

3. В каком году крепостное право было отменено? Какие личности влияли на данное событие в большей степени?

4. Какие условия освобождения крестьян ты можешь назвать? Как назывался договор между крестьянами и помещиком? Кто следил и способствовал проведения крестьянской реформы?

5. Была ли реформа по-настоящему прогрессивной? В чем положение крестьян улучшилось? В чем ухудшилось? Какие экономические последствия есть у данной реформы?

6. Когда была проведена Земская реформа? В чем её суть?

7. Как назывались органы, ответственные за самоуправление? В чем была незаконченность данной реформы? За что её критиковали?

8. Назови дату Судебной реформы. В чем заключалась суть реформы? Была ли одна
прогрессивной? В чем были преимущества реформы? Историческое влияние?
Какие проблемы не удалось решить с помощью реформы?
9. Когда произошла реформа городского самоуправления? В чем заключалась её
суть? Какие недостатки она имела?

10. Какими проблемами была вызвана Военная реформа? В какой период она проводилась? Кто руководил её проведением? В чем заключалась суть реформы? В чем было преимущество армии по реформе? Что такое всеобщая воинская повинность? Что она заменяла собой?

11. Какой проект перед смертью подписал Александр 2?

12. Оцени правление Александра 2: прогрессивное или нет? Аргументируй.

13. Какие недостатки присутствовали во время правления Александра 2.
Дополнительные материалы
Понравился материал? Оцени!)
Век репетиторов
в прошлом
Мы официально хороним этот скучный формат, как айфон однажды глубоко закопал кнопочное безобразие, которое валялось в кармане у ваших предков.

Вебинары с проверкой домашек под контролем кураторов — это «Чудо чудное!», как говорит наша ученица Лиза.

Есть запись урока, удобная платформа и куча знакомств с ребятами со всей России. Да ещё и дешевле — в среднем в 3 раза. Дерзай!
Забудь про репетитора
Мы работаем с заданиями из ФИПИ. Часто ученикам на экзаменах попадается до 80% заданий, которые они уже решали.

Были случаи, когда абсолютно все задания с реального экзамена ученик уже решал дома или на вебинаре. Есть большой шанс, что повезёт и тебе!
Двигайся без повода
Тебе точно повезёт!
Мы не тешимся тем, что абсолютно все хотят сдать ЕГЭ на сотку или выиграть олимпиаду.

Если нужно просто «пройти» на платку — подберем соответствующую группу и организуем щадящий формат подготовки.
Безумно можно быть первым
Ноу стресс!
>>> Ну, ничего страшного! <<<

Если формат не подойдёт — вернём 100% суммы за подготовку. Главное намекни нам об этом в течение первых трёх дней занятий.

Некоторым кажется, что с репетитором эффективнее. Но мы в это не верим. А результаты наших учеников укрепляют нашу идею с каждым годом.
Если тебе будет грустно…
Эти отзывы ребята записали от души
Все они уже учатся в выбранном вузе